Как не срывать поставки при нехватке грузоперевозчиков
Компании-грузоотправители, организующие доставку своих товаров потребителям или партнёрам, зависят от условий, которые выставляют для них грузоперевозчики. Но и сами грузоперевозчики в 2023 и 2024 годах столкнулись с серьёзными проблемами. В нашей статье рассказываем о проблемах в логистической отрасли и о том, как с помощью программ для логистики грузовладельцы могут не срывать поставки, несмотря на сложности.
Почему в 2024 году на российском рынке не хватает грузоперевозчиков и растут затраты на логистику
Сейчас логистические компании работают не в полную силу, и причин тому несколько:
- дефицит кадров;
- сложности с обновлением и ремонтом автопарка;
- рост стоимости топлива и ключевой ставки.
Поговорим о каждой причине и приведём статистику.
Сложности с обновлением и ремонтом автопарка
Уход европейских производителей усугубил дефицит грузовиков, и перевозчики продлевают эксплуатацию старых машин. А цены на запчасти и техобслуживание растут на фоне параллельного импорта и ослабления рубля. Поэтому логистические компании вынуждены увеличивать бюджет на ремонт, что отражается на конечной стоимости перевозок.
В 2024 году цены на запчасти для автомобилей в России значительно возросли. Так, запчасти для европейских иномарок подорожали на 73%, для корейских — на 24%, для японских — на 6,5%, для китайских — на 16%, а для российских автомобилей — на 14,5%
Дефицит кадров
В 2024 году в отрасли не хватает водителей категорий CE, это вызывает простои транспорта и усложняет доставку для грузоотправителей. Также средний возраст водителей увеличивается — молодые специалисты не стремятся в профессию из-за сложных условий труда. Эти факторы приводят к росту зарплат, что увеличивает и стоимость доставки.
«Известия» сообщают, что в 2024 году дефицит водителей категории С составил 24%, при этом 18% автопарка — простаивает.
Рост стоимости топлива и ключевой ставки
В последние годы в России наблюдается устойчивый рост цен на топливо. Он вызван высоким спросом, дефицитом на нефтеперерабатывающих заводах и увеличением экспорта. Стоимость топлива также напрямую влияет на цены, которые грузоперевозчики устанавливают для грузоотправителей.
По данным российского аналитического агентства ЦТР, в 2024 году топливо дорожало каждый месяц. Например, дизельное топливо с начала года только за первые 5 месяцев подорожало на 57,75%, что значительно превышает инфляцию
Из-за роста ключевой ставки (с 16% до 21% в 2024 году) становится сложнее взять транспортные средства в лизинг (при этом в доступе может просто не быть самого транспорта), а расходы компаний растут. Недавно один из крупнейших перевозчиков России (1200 грузовиков) был признан банкротом. Общая сумма задолженности перевозчика достигла 1,5 млрд рублей.
Как цифровизация решает логистические проблемы
В условиях дефицита транспорта, нехватки водителей и роста цен грузоотправители могут успешно наладить поставки, чтобы выполнять свои обязательства перед клиентами и партнёрами. Такие возможности дает цифровизация логистики. Базовым инструментом цифровизации является TMS.
Transportation Management System или TMS — это система управления перевозками, программный продукт для быстрого создания заявок, анализа процессов, проведения редукционов среди перевозчиков, часто — мониторинга транспорта и построения маршрутов. С помощью TMS грузоотправитель может:
- оптимизировать маршруты, чтобы повысить коэффицент утилизации транспорта, ускорить доставку, избежать простоев;
- создать пул перевозчиков, чтобы снизить риски, связанные с зависимостью от отдельных подрядчиков.
- заключать долгосрочные контракты с перевозчиками, чтобы обеспечить предсказуемость поставок;
- получать наиболее низкие цены за отгрузки с помощью розыгрыша заявок на редукционах.
Все эти возможности сочетает система управления грузоперевозками MasterTMS. Рассказываем, как именно она помогает решать поставленные задачи.
Как с помощью TMS оптимизировать маршруты
Автоматизированное планирование маршрутов в логистике возможно благодаря сбору большого количества данных и их анализу с помощью алгоритмов машинного обучения.
Система MasterTMS работает на базе искусственного интеллекта. Она составляет оптимальные маршруты с учетом десятков факторов: параметры заказов (вес, характер груза, габариты и т.д.), тип ТС и прицепа, его вместимость, время погрузки / разгрузки и другие вводные.
Эффективное планирование маршрутов повышает утилизацию транспорта, в случае собственного автопарка у грузовладельца — снижает пробег ТС, траты на ГМС, шины и ТО.
Как с помощью TMS создать пул перевозчиков
Система управления логистикой MasterTMS проводит аккредитацию каждого грузоперевозчика, проверяя его на надёжность. Грузоотправители могут получить доступ к сформированной базе проверенных перевозчиков. Это позволяет выбрать нужное количество партнёров для стабильного выполнения поставок.
Такой подход снижает риски, связанные с зависимостью от ограниченного числа подрядчиков: если один перевозчик недоступен из-за поломок, нехватки водителей или перегрузки в сезон, другие готовы оперативно его заменить. Работа с проверенными перевозчиками позволяет снизить риски порчи, хищения грузов и срывов поставок.
Как с помощью TMS заключать долгосрочные контракты с перевозчиками
Система планирования в логистике MasterTMS помогает определить, с кем из подрядчиков стоит заключать долгосрочный договор. Программа предоставляет заказчику аналитику, с помощью которой он может отследить, кто из подрядчиков вовремя выполнял поставки или кто предлагал самые низкие цены. Также MasterTMS предлагает базовый образец договора, в котором уже учтены главные пункты, защищающие интересы грузоотправителя.
Долгосрочные договоры повышают предсказуемость поставок, защищают от резких ценовых колебаний, позволяют более точно планировать бюджет на логистику.
Как с помощью TMS получать низкие цены за перевозки
ПО для логистов MasterTMS позволяет грузоотправителям проводить аукционы на понижение цены. Грузоотправитель описывает детали заказа и объявляет аукцион среди тех перевозчиков, с которыми имеет контракты. Каждый из грузоперевозчиков предлагает минимальную цену, по которой он готов выполнить этот заказ. Заказчик выбирает подрядчика, который предложил лучшие условия.
Заключение
Цифровизация логистики с использованием таких решений, как MasterTMS, помогает грузовладельцам адаптироваться к изменяющимся условиям рынка и преодолевать сложности, связанные с нехваткой перевозчиков и ростом затрат на логистику.
Познакомиться с системой MasterTMS можно по ссылке: https://master-tms.ru/