Как оптимизировать управление транспортным процессом на предприятии
В условиях постоянного роста транспортных расходов многие компании ищут решения, которые помогут оптимизировать процесс доставки продукции — ускорят его, сократят расходы, и в конечном итоге, снизят долю затрат на транспортировку в стоимости товара. Посмотрим на транспортный процесс с точки зрения оптимизации и поищем узкие места, через которые утекает больше всего денег.
C чем имеем дело?
Транспортный процесс включает в себя перемещение сырья, запасов, незавершенного производства и готовой продукции от места происхождения до места потребления. Основная цель процесса — доставить груз в нужное место, в нужное время с минимальными затратами. Затраты на транспортировку могут составлять более 40% общей стоимости товара (например, в строительной отрасли или у производителей мебели).
Здоровый показатель: транспортные расходы составляют 10% в структуре себестоимости товара.
Транспортный процесс для логистов можно разложить на несколько компонентов и процедур:
- Определение типа перевозки: FTL или LTL;
- Отбор перевозчиков — исполнителей доставки;
- Согласование и планирование операций с другими логистическими функциями (управление запасами, складирование) и условий взаимодействия транспортных и погрузочно-разгрузочных средств (часовые графики, челночный метод и др.);
- Планирование маршрута доставки;
- Мониторинг грузов, оперативное управление, учет и контроль;
- Документооборот, обеспечения расчетов за перевозки.
По данным Strategy Partners, FTL занимает 88% от всей индустрии автомобильных грузоперевозок. 85% перевозок грузов в России в июне 2024 года совершают грузовые ТС. Поэтому выбор вида транспорта и типа перевозки мы убираем из уравнения.
Каждую их этих процедур можно улучшить, но для начала стоит оценить общую ситуацию: провести анализ логистических расходов по направлениям и перевозчикам, собрать данные о времени доставки грузов по основным маршрутам. Цель этой работы: выявить узкие места, которые требуют улучшения, и найти аномалии — неоправданно высокие расходы и неэффективные перевозки.
Задача: Ретроспективный анализ транспортного процесса
Наши действия:
- Собрать данные о перевозках предприятия за период;
- Выявить:
— наиболее затратные направления;
— перевозки с аномально высокими ценами;
— перевозчиков с самыми высокими ценами;
— маршруты с опозданиями;
— недогрузы;
— другие показатели, которые повышают стоимость / снижают качество доставок.
Выполнить эту задачу руководителям логистики помогает TMS-система (Transportation management system), которая содержит весь массив данных обо всех операциях и чаще всего позволяет всё это выгрузить в удобной форме. Например, в нашем продукте можно быстро получить сразу четыре отчета: по заявкам и времени их обработки, эффективности и деталям конкурсного отбора перевозчиков.
В результате для анализа будут доступны практически любые параметры, начиная с точного времени создания заявки, заканчивая временем прибытия на каждую точку маршрута. Все стоимостные характеристики рейсов — тоже в наличии. Данные из таблиц можно визуализировать и составить полную картину работы логистического отдела. Этой информации более чем достаточно для начала оптимизации корпоративного транспортного процесса.
Оптимизируем транспортный процесс: деньги
Задача: Снизить стоимость отгрузок
Первая цель оптимизации — снижение стоимости рейсов. Получив анализ рейсов за период, давайте определим самые затратные направления в абсолютных значениях и относительных (для этого можем взять показатель «рублей за километр»). Далее: оценим эти перевозки и попробуем снизить их стоимость. Мы можем сделать это двумя способами: улучшив маршруты (тратить меньше, доставлять больше) и пересмотрев условия работы с аккредитованными перевозчиками.
Решение 1: Составляем эффективные маршруты, чтобы доставлять больше и быстрее
Первый способ внутренней оптимизации: пересмотреть маршруты с несколькими точками погрузки / разгрузки, а также оценить возможности снижения порожнего пробега. В ходе этого анализа, возможно, вам удастся загрузить пустые ТС на обратном пути; или сделать маршруты более эффективными — выработать лучшую последовательность мест в маршрутном листе.
Это занятие можно поручить умным алгоритмам, которые быстро анализируют десятки параметров для составления лучшей последовательности пунктов пути. Несмотря на большое количество автоматических планировщиков маршрутов, большинство компаний по-прежнему поручает эту работу штатным логистам. Мировая тенденция совсем иная: до 43% глобальных компаний планируют приобрести или усовершенствовать онлайн-мониторинг и планирование маршрутов при помощь AI и машинного обучения. Эти возможности также есть в TMS-системах.
По данным наших клиентов, автоматическое планирование маршрутов помогает делать больше доставок в разрезе рабочий день / единица ТС. Иначе говоря, растет коэффициент утилизации транспорта и загрузка машин. Это позитивно влияет на расходы компании: меньше транспорта (привлеченного или собственного) доставляет больше продукции. Алгоритмы находят эффективную последовательность точек маршрута, поэтому время в пути тоже снижается (вместе с числом опозданий).
Наши разработчики наладили автоматическую оптимизацию маршрутов в MasterTMS. Работает это так: логист загружает любой список точек в TMS; система, в свою очередь, оптимизирует ее — составляет маршрут так, чтобы уместить в него больше отгрузок.
С помощью этого решения удается снизить затраты в транспортном процессе на 8-13%.
Решение 2: Используем аукционы на снижение цены
Цель транспортного процесса — доставлять больше и дешевле. Как сделать дешевле, если вы работаете с несколькими аккредитованными перевозчиками / экспедиторами по договорам? Создать внутренний рынок и стимулировать конкуренцию!
Где явно (и лучше всего) проявляется конкуренция? Конечно, на аукционах. Как грузовладелец вы можете предложить вашим партнерам торговаться за рейсы (или сразу за несколько рейсов). Тогда они будут вынуждены снижать цены, чтобы получить больше отгрузок, значит — зарабатывать больше и уменьшить количество простоев.
Редукцион (аукцион на понижение цены) может быть частью TMS-системы. Предлагать свою цену за доставку могут сразу несколько перевозчиков — вашим логистам останется только выбрать лучшее предложение, не забыв соотнести цену с репутацией и качеством работы перевозчика-победителя с лучшим ценовым предложением.
Решение 3: Смотрим на рынок…
…и сравниваем цены! Для этого обращаемся к биржам грузоперевозок. Вы можете сравнить биржевые цены с собственными. При всех недостатков этого маркетплейса грузов, у него есть полезная статистика средних ставок на FTL-перевозки по направлениям.
Если анализ рынка покажет, что предлагаемые цены значительно выше средних — у вас в руках появляется существенной аргумент в переговорах с грузоперевозчиками для снижения стоимости их услуг.
Решение 4: Работаем на перспективу
Анализ предыдущих доставок, который мы провели ранее, помогает точнее прогнозировать потребности в транспорте и персонале, избегая ситуаций нехватки ресурсов в пиковые периоды. Получив данные о загрузке логистических мощностей, мы можем заранее «подписать» исполнителей на перевозки в горячий сезон — чем раньше это сделать, тем больше бюджета можно сэкономить.
Снизить цены также помогают оптовые закупки перевозок. У нас этот инструмент называется Квоты: через аукцион вы определяете исполнителя сразу 10-20-30… отгрузок по фиксированному направлению. Также фиксируется цена и период, в который перевозчику гарантируется загрузка его транспортных мощностей. В результате выигрывают обе стороны. Грузовладелец получает скидку за предлагаемый объем, а перевозчик обеспечен заявками и не беспокоится за простой ТС.
Решение 5: Работаем с внешними перевозчиками
Можно попробовать частичный или полный аутсорсинг и поручать часть доставок внешним перевозчиками (например, последней мили). Их можно найти на рынке / бирже грузов.
Перед началом работы по этой схеме обязательно разработайте договор, который гарантирует выполнение SLA и привычное качество услуг. Важно выбирать надежных перевозчиков — определенные гарантии этого представляют системы рейтингов, которые есть на основных биржах.
Оптимизируем транспортный процесс: время
Задача: Увеличить скорость доставки
Решение 1: Ускоряем маршруты
Возвращаемся к маршрутам — построение оптимальных маршрутов позволяет сократить путь транспортировки и сэкономить время доставки. Используя алгоритмы, которые ищут кратчайший путь между несколькими точками, можно уменьшить расстояние, которое должен преодолеть транспорт. Это, в свою очередь, снижает время доставки, пробег, а следовательно — затраты на ГСМ и обслуживание транспорта.
Современные системы построения маршрутов могут одновременно обрабатывать множество данных и за пару минут справляются с планированием сложных последовательностей. Они помогают экономить время сотрудников и заранее планировать наиболее эффективные маршруты, а затем в реальном времени изменять, если на пути возникнут проблемы.
Решение 2: Становимся гибкими
Анализ транспортного процесса, который мы провели ранее с помощью TMS, подсвечивает поле для оптимизации.
Например, мы можем увидеть, что определенные доставки (или группы доставок) постоянно опаздывают или стоят дорого. Тогда может помочь организация перегрузки по пути или декомпозиция маршрута. Первый перевозчик доставляет груз до определенного пункта, где его сменяет второй. Это особенно актуально при дорогой / проблемной перевозке по определенному направлению («чем дальше от Москвы — тем дешевле»).
Например, при доставке груза из Москвы в Екатеринбург можно организовать перегрузку в Казани, где проще объединить грузы из других городов поблизости (и догрузить следующее ТС в цепочке), а также найти перевозчика на восток — по меньшей цене. В нашем примере рейс из Москвы в Екатеринбург будет стоить дороже (или перевозчик сможет отправиться позже, проедет дольше), чем сцепка Москва — Казань — Екатеринбург.
Такие решения стабилизируют и ускоряют процесс доставки.
Подведем итоги
Общие рекомендации для улучшения процесса отгрузок:
1. Проводим ретроспективный анализ процесса
2. Для снижения расходов и повышения эффективности:
- Пробуем автоматическую маршрутизацию, чтобы доставлять больше и быстрее
- Используем аукционы на снижение цены
- Сравниваем цены с рынком
- Бронируем транспортные мощности заранее, чтобы гарантировать доставку грузов недорого в «горячие» периоды
- Закупаем транспортные мощности оптом, чтобы получить скидку за объем
- Пробуем работать с внешними перевозчиками с биржи, если это адекватно задачам и соответствует критериям качества
3. Для ускорения логистики:
- Улучшаем маршруты с помощью автоматизации
- Используем перегрузки и другие способы оптимизации цепочки поставок.
С чего начать?
Улучшить транспортный процесс на предприятии — дело непростое, а идеальных рецептов, которые подойдут абсолютно любой компании просто не найти. Как в любом деле — главное, сделать первый шаг.
Для начала вы можете обратиться к нам. Мы делаем MasterTMS — систему управления грузоперевозками, которую используют десятки грузовладельцев. С помощью этого продукта они решают свои проблемы и выводят корпоративную логистику на новый уровень. Перейдите по ссылке, оставьте контакты на сайте, а затем наша команда предложит несколько решений на базе TMS, которые помогут улучшить ваши транспортные процессы.