Очередь под контролем. Современные инструменты управления Грузовым двором

В профессиональной среде принято разграничивать складскую и транспортную логистику, однако есть точка (на деле — огромная территория), где они сливаются в одну проблемную плоскость. Речь идет о подъезде к складским воротам и очередях на загрузку / разгрузку. Этот этап логистического процесса часто вызывает головную боль у логистов, складских менеджеров, водителей и перевозчиков.

В СМИ то и дело появляются новости о многочасовых очередях на складах. Перевозчики вынуждены стоять в ожидании по несколько часов, а то и дней, терпеть убытки и перекладывать их на плечи грузовладельцев, выставляя претензии. Речь может идти о существенных штрафах и весомой доле расходов в годовом бюджете.

Количество хвостов у складов и распределительных центров будет только расти из-за быстрого развития электронной коммерции: по данным Data Insight, в 2024 году объем продаж на рынке e-commerce в России вырастет на 36% и достигнет 10,7 трлн руб.

У проблемы очередей и долгой разгрузки / погрузки на складах есть опробованное решение: система управления складским двором (YMS) и электронная очередь в связке с системой управления грузоперевозками (TMS). Как бы идеально не был спланирован маршрут (с точно спрогнозированными пробками вплоть до секунды) в отдельно стоящей TMS, он посыпется в случае непредвиденых задержек на погрузочно-разгрузочных работах. А если заложить избыточно большой запас времени на эту операцию, мы получим только удорожание маршрута и не сможем корректно выстроить пути следования (по каким дорогам объехать пробки) и правильно учесть длительность пути.

Посмотрим, как работают инструменты управления Грузовым двором — именно они призваны ускорить погрузочно-разгрузочные работы, чтобы все стороны не теряли на них дорогостоящее время.

© Ярославский Максим / Фотобанк Лори

Грузовой двор склада — это специализированная площадка на территории складского комплекса, предназначенная для приема, хранения, разгрузки и погрузки товаров, а также их сортировки. Обычно в грузовом дворе имеется зона для стоянки транспортных средств. Кроме того, здесь могут быть предусмотрены места для временного хранения грузов, перед тем как они будут перемещены на склад или отправлены по назначению.

Грузоотправители и владельцы складских мощностей решают оцифровать управление складским двором, когда сталкиваются с экономическими потерями из-за плохой организации его работы. Склад и двор функционирует недостаточно эффективно, если возникают следующие ситуации:

  • очереди на подъезде к складу;
  • неорганизованное перемещение машин внутри территории:
  • отсутствие понимания прогнозных и плановых сроках проведения погрузочно-разгрузочных работ конкретной машины;
  • неравномерная нагрузка в определенные часы, когда происходит массовая отгрузка / выгрузка продукции. Из-за этого также возникают очереди из ТС, снижается эффективность работы склада;
  • недостаток места внутри складской площадки для парковки ожидающего транспорта;
  • недостаток информации о передвижениях фур внутри двора, нагрузке на ворота, нехватка данных о работе смежного подразделения и т.д.;
  • отсутствие точного расписания для дворов: бригады не знают, когда к ним заедет транспорт с определенным грузом и не имеют возможности своевременно подготовиться.

Как следствие, эти ситуации вызывают:

  • недовольство перевозчиков, которые вынуждены долгое время ожидать начала операций, жалобы на простои транспорта;
  • ошибки из-за человеческого фактора, например:
  • пропуск машин вне очереди из-за неслужебных связей и отношений;
  • приблизительное (нерегламентированное) прогнозирование длительности операций ПРР;
  • подсчет ТС часто осуществляет охранник в будке ручным способом и др.

Цифровая система управления электронной очередью помогает решить эти проблемы. Она позволяет наладить непрерывный, спланированный процесс приемки и отгрузки продукции, упорядочить движение транспорта по территории и в конечном итоге — исключить или сократить простои транспорта и очереди на подъезде к складу.

Функции системы управления грузовым двором

— Электронная очередь

Этот функционал помогает владельцам склада контролировать и распределять нагрузку, повышает прозрачность внутренних процессов Двора. Электронная очередь планирует приезд ТС на въезде и в зонах разгрузки/погрузки. Система упорядочивает процесс для всех участников и сообщает о приближении их времени для выполнения операций: вот, например, как реализовано информирование водителей в рамках выстроеной очереди на одном из складов Wildberries.

Модуль Электронной очереди внутри нашей системы MasterTMS поддерживает несколько ключевых функций в рамках распределения транспорта на Грузовом дворе:

  • Позволяет водителям бронировать временные слоты для разгрузки / погрузки;
  • Включает режим живой очереди;
  • Поддерживает функцию регулярного (циклического) бронирования окон для собственных ТС и ТЭК;
  • Поддерживает функцию «Мультиталон»: возможность планирования нескольких связанных операций на разных зонах склада;
  • Имеет встроенную модель автоматического формирования расписания на основе математической оптимизации.

Любой перевозчик, работающий с оператором склада в нашей системе, может запланировать приезд на склад в мобильном приложении или в web-версии ПО: забронировать слот для разгрузки / погрузки, получить талон живой очереди через киоск самообслуживания при въезде или оформить «Мультиталон» для работы на нескольких зонах склада.

Сотрудники склада могут автоматически планировать проведения работ или вносить корректировки в ручном режиме — в удобном таймлайн-интерфейсе. Сообщение о готовности начать работы, а также номер ворот, участники процесса могут получать в приложении, на сайте, на табло или в SMS.

— Система «Грузовой двор»

Нагрузкой всех внешних систем склада можно управлять, создав иерархию «Грузовой двор — Терминал — Ворота». Это дает возможность планировать нагрузку на каждый юнит — от склада до конкретных ворот. Система MasterTMS, в числе прочего, поддерживает индивидуальные настройки для ворот: можно расставлять приоритет и регулировать нагрузку ворот или ограничивать въезд и устраивать докам «выходной».

Система оптимизирует ресурсы склада:

  • Позволяет учитывать доступность терминалов и ворот, распределяя задачи по времени и местам;
  • Снижает простои персонала: складские сотрудники работают в четко обозначенные периоды, соответствующие времени прибытия транспорта;
  • Учитывает ограничения не только по воротам, но и по ресурсам (бригады с собственным расписанием, техника и т.д.).

— Расписание работы склада, терминалов и ворот

Большинство YMS-систем дают возможность создавать расписание работы элементов приемки / разгрузки склада. Функция позволяет добиться любой конфигурации возможных слотов для бронирования операций со стороны перевозчиков.

Расписание делает работу склада предсказуемой и прозрачной для всех сторон: перевозчики, водители и логистические операторы получают доступ к единой сетке и могут подстроить свой график, обойтись без лишнего ожидания. Складской персонал имеет возможность оперативно (через мобильное приложение) переносить или расширять временные окна в случае задержек или изменений в графике.

Точный график для обработки транспортных средств позволяет сократить простои на въезде и в зонах разгрузки/погрузки, а также уменьшает вероятность несогласованностей. С удобным управлением временными слотами диспетчер склада может плавно распределить нагрузку: транспорт прибывают в четко назначенные временные слоты с полной уверенностью в своевременности обслуживания. Это снижает пиковую нагрузку на склад и увеличивает пропускную способность, а также повышает общую лояльность со стороны контрагентов.

© Сергей Толмачёв / Фотобанк Лори

— Система статусов в работе склада

Статусная модель в работе склада позволяет отслеживать и фиксировать текущий статус всех процессов и объектов на складе (грузов, зон, гейтов, терминалов, операций и т. д.). С ней можно наладить автоматизацию, улучшить контроль и прозрачность складской работы.

Любой сотрудник или партнер может видеть на экране смартфона или монитора доступные ему статусы (системой поддерживается расширенное состояние для внутренних сотрудников с фильтрацией информации для внешних агентов). Также показывается информация о том, на каком этапе находится каждая операция (например, «Ожидание разгрузки», «Комплектация», «Ожидается на воротах» или «Проблема» с детальной расшифровкой).

С системой MasterTMS контрагенты склада и стейкхолдеры могут в реальном времени получать обновления о статусах процессов, операций, грузов. Сотрудники — в режиме онлайн узнавать о завершении этапов и оперативно реагировать на изменения — вмешаться и устранить проблему. Персонал видит, какие задачи находятся в процессе выполнения, какие завершены и что нужно сделать в первую очередь. Менеджеры могут направлять сотрудников на выполнение задач в зависимости от текущих статусов, задержек и приоритетов.

Все подразделения склада работают в едином информационном поле и могут лучше / оперативнее регулировать свою работу: снижается вероятность путаницы, благодаря четко выстроенному расписанию, сформированному с учетом актуальных статусов. Все изменения фиксируются, создавая подробную историю операций. Руководители могут проводить анализ загруженности подразделений, видеть время выполнения операций, определять узкие места и неэффективные зоны.

В конечном итоге, статусная модель позволяет повысить эффективность управления складом, снизить количество ошибок, ускорить выполнение операций и улучшить качество обслуживания клиентов.

— Специальный функционал для разных сотрудников склада

Полноценная YMS-система или модуль внутри TMS позволяет отслеживать движение транспортных средств на территории Грузового двора в реальном времени. На первом этапе за контроль въезда и выезда могут отвечать системы распознавания номеров или условное «Рабочее место охранника» — программный комплекс, в котором специальный сотрудник оперативно получает электронный список ожидаемых машин, контролирует их въезд (и выезд), фиксирует их статусы (прибытие, отъезд, возникновение проблемы), а затем направляет водителей к нужным терминалам, воротам или зонам ожидания, где машина получает новый статус, в соответствии с рабочими процессами организации.

В MasterTMS эти функции можно выполнять в удобном десктоп-интерфейсе или в мобильном приложении.

Несмотря на очевидный позитивный эффект от внедрения полноценных YMS, грузовладельцы и грузоотправители не всегда готовы использовать их из-за сложностей интеграции всех компонентов логистической IT-инфраструктуры: систем управления дворами, складами и транспортом (YMS, WMS и TMS соответственно).

Достаточно сложно обеспечить синхронизацию данных о перемещении грузов между складом и грузовым двором, транспортными компаниями и экспедиторами. Это требует постоянного внимания и трудоемкой настройки. Поэтому многие компании используют модуль управления Грузовым двором внутри WMS или в TMS — как в случае с нашей системой управления грузоперевозками MasterTMS.

Наше решение поддерживает все основные функции большой YMS, не требует сложной интеграции и много времени на внедрение, при этом дает ключевые преимущества в скорости, экономии и эффективности:

  • Ускоряет рабочие процессы объекта;
  • Помогает избавиться от очередей за счет прозрачности процесса и прогнозирования времени проведения работ;
  • Автоматизирует процессы Грузового двора;
  • Повышает эффективность работы.

MasterTMS умеет не только управлять операциями на Грузовом дворе. В облачном ПО можно быстро создавать заявки на перевозки, проводить торговые процедуры, осуществлять мониторинг грузов, проводить оптимальное распределение грузов и создавать маршруты.

Оставьте заявку на презентацию и узнайте обо всех возможностях MasterTMS →