Что ждёт логистику в 2025 году: ТОП-5 прогнозов
Команда MasterTMS собрала ключевые тенденции, прогнозы и риски, с которыми российская логистика может столкнуться в 2025 году.
Рост тарифов
В прошлом году средние ставки на FTL-перевозки на крупнейшей бирже грузоперевозок снизились на 10% (20 т, 82 м³). В 2025 году эксперты ждут роста тарифов для грузоотправителей на 20-25% и прогнозируют увеличение себестоимости перевозок. На это повлияют высокая инфляция, повышение цен на топливо (по прогнозам, на 5–8,5%), дорогостоящий ремонт и запчасти, рост утильсбора, лизинг и высокая процентная ставка.
Снизить расходы на доставку продукции можно с помощью аукционов внутри корпоративного пула перевозчиков: они предложат свои цены по заявке / направлению / группе отгрузок, а логисту останется только выбрать лучшее предложение.
Как работают аукционы на понижение цены в MasterTMS >>>
Ускорение автоматизации и цифровизации
В 2024 году крупные и средние производители в массовом порядке приступили к внедрению современных IT-продуктов: в правительстве транспортную отрасль называют лидером по внедрению цифровых решений.
В 2025 году участники рынка продолжат ускорять процессы с TMS, системами управления складом и грузовым двором, программами маршрутизации и мониторинга. Цифровые решения помогают лучше адаптироваться к изменениям и справиться с ростом расходов на логистику.
Основа для перевода логистики на «цифру» >>>
Дефицит рабочей силы
По данным Высшей школы экономики, в отрасли не хватает более 200 тыс. сотрудников. Транспортные компании сообщают о недостатке 25–30% водителей категории Е, дефицит линейного персонала (менеджеры, логисты, диспетчеры) оценивается в 10–15%.
Кадровый голод запустил гонку зарплат, которая продолжится в ближайшие месяцы. 65% водителей, 52% менеджеров по логистике и кладовщиков, 40% курьеров ждут роста оплаты труда в 2025 году.
Нанимать меньше дорогостоящих сотрудников и улучшить работу водителей помогают TMS-системы: например, MasterTMS умеет автоматически отслеживать местоположение грузов, планировать отгрузки и создавать для них оптимальные маршруты, помогает сократить общие транспортные расходы на 9-21%.
ИТ-системы снижают остроту кадровой проблемы: они позволяют стандартизировать рабочие процессы логистов, повторяя подход к работе лучших сотрудников. Как следствие, КПД текущих логистов растет, ошибок в работе меньше, адаптация/обучение новых кадров происходит быстрее.
Уход неэффективных компаний и перевозчиков
Экспедиторы и крупные перевозчики прогнозируют серьезные изменения на рынке: снижение рентабельности перевозок и «дорогие» займы — приводят к банкротству ТЭК, которые набрали много транспорта в лизинг. Для грузовладельцев этот фактор может повлиять на скорость выполнения заказов и увеличить стоимость логистики.
Рынок e-commerce продолжит замедляться
Прирост онлайн-продаж в 2025 году замедлится с +36% в 2024 году (10,7 трлн руб.) — до +26% в 2025 году, следует из отчета профильных аналитиков агентства Data Insight.
Рост рынка e-commerce играет большую роль в объеме автомобильных грузовых перевозок — по оценкам экспертов Kept (ex. KPMG), общие объемы перевозок в 2024 году выросли на 5–7%, в основном за счет роста e-commerce и некоторых секторов промышленности. Снижение роста e-commerce, соответственно, означает уменьшение потенциального общего объема перевозок в ближайшие месяцы.
Оставьте заявку на презентацию и узнайте обо всех возможностях MasterTMS →