65% водителей ожидают повышения зарплаты в 2025 году
Рост расходов на персонал в логистике, который активно шел в прошлом году, вероятно, продолжится в 2025 году. Последнее исследование* портала SuperJob сообщает: 6 из 10 водителей (65%) ждут роста оплаты труда в ближайшие месяцы — это максимальный показатель среди всех профессий в обзоре.
Средние параметры по рынку немногим меньше: на пересмотр оклада рассчитывают 55% россиян. Показатель находится на рекордном уровне за последние 14 лет. Больше всего повышения зарплат ждут молодые сотрудники и россияне с зарплатой от 100 тысяч рублей (63%).
На рост доходов также рассчитывают 52% менеджеров по логистике и кладовщиков, а также 40% курьеров. Одной из причин повышения зарплат является кадровый голод: по данным Высшей школы экономики, в отрасли не хватает более 200 тыс. сотрудников. Транспортные компании сообщают о недостатке 25–30% водителей категории Е, нехватка линейного персонала (менеджеры, логисты, диспетчеры) оценивается в 10–15%.
В условиях конкуренции за квалифицированные кадры работодатели вынуждены пересмотреть свои предложения по заработной плате: каждая вторая организация (51%) в ближайшее время планирует провести индексацию. При этом 53% компаний уже повышали оклады менее полугода назад, а 31% — от полугода до года назад.
Для корпоративных финансов ситуацию усугубляет не только рост расходов на ФОТ, но общерыночные факторы. Положение компаний-производителей с собственным автопарком и ТЭК осложняют растущая инфляция, рекордная ключевая ставка, рост цен на запчасти, техобслуживание, платные дороги и топливо. Участники рынка оценивают годовое увеличение затрат на 15-30%.
Как компаниям улучшить экономику грузоперевозок?
Предприятия-лидеры оптимизируют расходы на логистику с помощью цифровых инструментов, soft и hardware-решений. Наиболее востребованным продуктом являются системы управления грузоперевозками (Transportation Management System, TMS). Они помогают сократить общие транспортные расходы, повысить эффективность трудовых ресурсов и корпоративных бизнес-процессов.
Максимальный экономический эффект дают TMS, которые объединяют несколько инструментов в одной системе и переводят на цифру максимум логистических операций предприятия:
1. Модуль быстрого создания заявок на перевозку
Позволяет автоматизировать процесс создания заявок — это повышает эффективность работы логистов, снижает время на выполнение операций и минимизирует ошибки.
2. Торговые процедуры
В некоторых TMS-системах предусмотрен встроенный инструмент для проведения аукционов на понижение цены (редукционов): грузовладелец может выставить заявку на аукцион, где перевозчики заявляют свои цены и делают ставки, каждая из которых должна быть ниже предыдущей. Это создает конкуренцию между участниками и стимулирует их делать более выгодные предложения по стоимости и условиям перевозки.
Наше недавнее исследование показало: корпоративные пользователи системы MasterTMS сокращают расходы на доставку грузов в среднем на 9% — только за счет проведения редукционов.
3. Планирование маршрутов
Модуль «Маршрутизации» в TMS экономит до 40% рабочего времени линейного персонала в офисе. С помощью алгоритмов система автоматически помогает определить:
- Оптимальное распределение грузов по датам отгрузки.
- Рациональное распределение грузов по транспортным средствам.
- Эффективное планирование порядка объезда точек маршрута каждым транспортным средством.
Оптимизация маршрутов сокращает время в пути (соответственно, позволяет эффективнее распорядиться рабочим временем водителя). Алгоритмы умеют оптимизировать использование транспортных мощностей для перевозки бОльшего количества грузов в единицу времени, что в свою очередь снижает общие логистические расходы.
4. Мониторинг и отслеживание грузов
Один из самых популярных цифровых инструментов, которые сейчас внедряют предприятия и транспортные компании. По сути, инструмент заменяет / автоматизирует работу диспетчера, позволяя в реальном времени отслеживать передвижение транспортных средств на экране рабочей станции и получать уведомления о статусе рейса онлайн.
В системе MasterTMS за мониторинг отвечает специальное приложение водителя и функция автоматических звонков водителю: система инициирует звонки для получения актуальной информации о статусе доставки, местоположении груза и других важных данных. Мониторинг улучшает качество обслуживания: клиент / грузополучатель также может получать данные о местонахождения груза в реальном времени.
5. Управление грузовым двором и электронной очередью
Многие TMS идут по пути расширения функционала, чтобы «закрыть» больше потребностей корпоративных пользователей и максимизировать синергетический эффект от цифровых решений. Например, в нашей системе мы разработали модуль управления электронной очередью и грузовым двором. Он позволяет увеличить эффективность работы склада без необходимости приобретения (разработки) полноценной YMS-системы: сократить очереди, снизить количество и время простоев ТС.
С системой управления электронной очередью можно заранее спланировать отгрузку / разгрузку перевозчикам и менеджерам склада, забронировав нужный временной слот. Продукт упорядочивает живую очередь, показывает «табло» и объединяет другие критически важные возможности для успешной работы грузового двора.
6. Аналитика и отчетность
TMS-системы собирают данные о каждой отгрузке: это создает массив информации для анализ эффективности работы перевозчиков и сотрудников. Система позволяет выявлять узкие места в логистических процессах, принимать обоснованные решения и улучшать логистические процессы на основе данных.
Использование TMS с расширенным функционалом и других продуктов (переход на ЭДО, модули прогнозирования спроса, WMS, роботизированные системы для складов и др.) — сделали логистику одним из локомотивов цифровизации. По данным участников рынка, перевод процессов на «цифру» позволяет увеличить производительность труда текущего персонала (и нанимать меньше дорогостоящих сотрудников), улучшить прозрачность цепочек поставок и сократить расходы на 7%—15%.
Познакомиться с современными IT-решениями для производителей и грузовладельцев можно в компании «ТН Цифровая логистика»: с 2021 года мы разрабатываем цифровые продукты — их используют логисты крупнейших российских компаний.
* В опросе SuperJob приняли участие представители 1000 компаний и 3000 трудоустроенных россиян.