Планирование маршрутов грузоперевозок в 2024 году. Как работает маршрутизация доставки
Маршрутизация в логистике начинается с качественной работы логиста, от нее впоследствии зависит весь процесс перевозки. Как говорят профессионалы, современная логистика – это сфера оптимизации бизнес-процессов, а не просто движение транспорта и грузов по заданному маршруту. Поэтому планирование маршрутов доставки можно улучшить как любой другой бизнес-процесс. Это поможет компании:
- ускорить доставку;
- увеличить загрузку транспорта;
- повысить сохранность груза в пути;
- снизить транспортные расходы.
Доступные на сегодня виды планирования маршрутов: классический и автоматизированный.
Найдите ответ на свой вопрос:
— Как происходит планирование маршрутов вручную
— Маршрутизация доставки в 2024 году
— Как работает автоматическое планирование маршрутов
— Польза автоматической маршрутизации для компании:
- Экономия времени и топлива
- Рост утилизации транспорта
- Экономический эффект для всего предприятия
- Повышение качества доставок
— Программа планирования маршрутов. Какую выбрать?
Маршруты «по классике»: раньше было хуже
Когда-то на оптимальное планирование маршрутов даже у опытного логиста мог уйти целый день. Он сам в голове, по собственному алгоритму, должен был составить примерный маршрут для каждого ТС, нанести точки на карту, затем учесть ограничения транспортных средств и нюансы доставки. А еще желательно на 100% загрузить машины и сократить протяженность маршрута, учитывая фактор времени доставки, окна для погрузки и разгрузки.
При высокой нагрузке логист был в состоянии перебрать лишь ограниченное число вариантов, а его эффективность снижалась вместе с числом проработанных маршрутов. Из-за напряжённой работы в режиме многозадачности (маршруты, загрузки, бумажная волокита) к концу смены специалист любого уровня мог совершить ошибку.
С развитием онлайн-ритейла, ростом сетевой розницы и складских мощностей кратно увеличились объемы доставок. Максимально оптимизировать маршрут без современных цифровых технологий, стало сложно.
Маршрутизация доставки в 2024 году
Согласно недавнему опросу, 43% компаний планируют приобрести или усовершенствовать систему создания маршрутов при помощи AI в течение ближайших двух лет.
80% логистических команд перешли на цифровую модель работы еще в 2021 году. Ключевой элемент цифровой модели — система управления грузоперевозками (TMS). Она помогает быстро создавать заявки, затем распределить грузы по перевозчикам и собственному транспорту.
TMS расшифровывается как Transportation management system, то есть «система управления грузоперевозками». Исписанные блокноты, бесконечные созвоны, необходимость держать всё в голове остались в прошлом. Вся база, необходимая логисту для работы, теперь умещается в одном приложении: кроме огромной базы данных в TMS обычно входят дополнительные модули, «полезные в хозяйстве» — например, система мониторинга грузов и наш сегодняшний герой — автоматический планировщик рейсов.
Сегодня TMS-системы с автопланировщиком создают за логиста сотни и даже тысячи возможных маршрутов. В их создании участвует искусственный интеллект и алгоритмы машинного обучения — кроме стандартных факторов они могут учитывать параметры заказов (вес, характер груза, габариты и т.д.), тип ТС и прицепа, его вместимость, время погрузки / разгрузки и другие вводные. В отличие от сотрудников программа не устаёт, поэтому осечки, связанные с человеческим фактором, в её расчётах исключены.
Как работает автоматическое планирование маршрутов
Организация оперативного планирования перевозок грузов на маршрутах с помощью TMS интуитивно понятна и не требует от логиста большого опыта и знаний, которые он мог приобрести лишь на практике, долгое время работая на конкретном направлении. С TMS-системой даже новичок сразу сможет продемонстрировать высокий KPI, пропустив период проб и ошибок. Достаточно составить список точек, в два клика загрузить его в систему, указать время работы пунктов маршрута. После этого система составит оптимальную последовательность точек. Это и будет наиболее экономичный и быстрый маршрут. Если потребуется, логист может внести в него изменения.
Планирование в автоматическом режиме экономит рабочее время сотрудников: за час работы логист при поддержке умной системы выпускает с десяток оптимальных маршрутов. В условиях недостатка кадров и роста расходов на ФОТ автоматическая маршрутизация позволяет более рационально использовать оплаченное время сотрудников отдела логистики.
Польза автоматической маршрутизации для компании
Повышение эффективности сотрудников — не единственный плюс автоматизации. Мы перечислим еще несколько важных эффектов:
Экономия времени и топлива
Система управления перевозками позволяет сократить время доставки и уменьшить расходы на топливо за счёт функции «планирование маршрутов по точкам». В течение 15 минут маршрутизатор составляет карту пути так, чтобы за смену перевозчик (или собственное ТС) закрыл больше доставок. Для этого система старается уменьшить продолжительность и расстояние маршрутов, что напрямую отражается на стоимости перевозки.
Случай из практики:
Один из наших клиентов — региональный производитель продовольственных товаров — подключил модуль автоматического создания маршрутов. Решение позволило сократить пробег транспорта почти на 2 000 км, а общее время в пути — 31 час (ежедневно, суммарно для всего автопарка). Транспортные расходы предприятия снизились на 16%.
Рост утилизации транспорта
Автоматическое планирование маршрутов позитивно влияет на загрузку машин — этот показатель становится выше. С правильно составленным планом доставок перевозчик успевает объехать больше точек и повышает свой KPI.
Логист тоже начинает работать лучше: он наращивает число доставок, у него повышается утилизация транспорта, снижается количество машин в работе (своих или работающих по договору). Одинаковый объем груза везут, например, не четыре, а только три машины. Все три успеют уложиться в отведенные временные рамки, потому что едут по оптимизированному маршруту.
Экономический эффект для всего предприятия
Эффект от автоматического планирования расходится по всей компании, как круги по воде. Оптимизация по цепочке «маршрут — логист — перевозчик — получатель» приводит к рациональному использованию транспортных мощностей. Это, в свою очередь, снижает операционные расходы (на оплату труда, найм персонала, топливо, ремонт и амортизацию) и капвложения (на новый транспорт).
Если у грузовладельца свой автопарк, ему нужно покупать и обслуживать меньше единиц транспорта. Если он работает с законтрактованными перевозчиками, он может эффективнее их загружать и экономить — настройки алгоритма позволяют распределять нагрузку между транспортными средствами таким образом, чтобы максимально задействовать транспорт с наименьшей стоимостью доставки и минимизировать использование более дорогого транспорта.
Процессы, в целом, начинают идти быстрее: товар не залёживается на складе, место в фуре заполняется и не нужно оплачивать лишние (полупустые) доставки.
Случай из практики:
Еще один наш заказчик с помощью алгоритмов повысил утилизацию ТС, задействованных в ежедневой перевозке готовой продукции. Благодаря этому, он стал использовать на 4 транспортных средства меньше, ежедневная экономия превысила 15 000 руб.
Повышение качества доставок
Позитивный эффект часто выходит даже за рамки компании. Правильное планирование транспортных маршрутов улучшает уровень клиентского сервиса. Более точный расчет времени доставки и жесткая настройка временных окон сводит к минимуму количество опозданий.
Программа планирования маршрутов. Какую выбрать?
Логисты используют разные сервисы, чтобы составить маршрут перевозки. Кроме модуля планирования внутри TMS, который мы упомянули ранее, это может быть отдельное приложение:
- специально созданное для компании — дорогостоящая разработка под заказ;
- универсальное ПО для десятков корпоративных пользователей.
Последний вариант не учитывает специфику конкретного бизнеса, а уникальный планировщик маршрутов могут позволить себе очень расточительные или очень богатые компании.
Золотым стандартом на рынке считается модуль маршрутизации внутри системы управления грузоперевозками (TMS). Во-первых, это оптимально с точки зрения расходов. Во-вторых, так удобнее: TMS — это цифровое рабочее место логиста, где он может совершать большинство операций, в том числе оптимизировать маршрут. Работа идет лучше и быстрее, когда все функции (создание заявок, планирование доставок, аналитика и мониторинг) совмещает в себе одна простая в использовании программа. Именно таким ПО является MasterTMS.
Программа планирования маршрутов доставки в MasterTMS включает все необходимые инструменты.
- Удалённый доступ
Составлять маршруты в MasterTMS можно из любой точки мира, где есть интернет. Все действия совершаются в браузере. В системе интуитивно понятный интерфейс, 100% защита информации и гарантия бесперебойной работы: мы используем облачные серверы и вычислительные мощности крупнейших российских поставщиков.
- Маршрутизация доставки с учетом специфики вашего предприятия
Команда MasterTMS настраивает систему под конкретного клиента — наши разработчики загружают в нее данные о прошлых рейсах заказчика и обучают алгоритмы, чтобы повысить точность планирования маршрутов.
- Система одного окна
Мы стремимся максимально автоматизировать работу клиентов, чтобы повысить их эффективность. Логисты, работающие в MasterTMS, могут создавать маршруты буквально в два клика.
Посмотрите, как работает маршрутизация доставки в MasterTMS →