17 октября, 2024 эффективность

Бесперебойные поставки: как грузовладельцы справляются с дефицитом надежных перевозчиков

В 2023 г. мы наблюдали увеличение объемов грузоперевозок, обусловленное развитием промышленного производства, повышением востребованности доставки торговыми сетями и распространением маркетплейсов. Рост объемов все еще продолжается, однако, несмотря на сопутствующие ему высокие темпы развития сферы грузоперевозок, грузовладельцы все еще не удовлетворены качеством предоставления услуг, отмечая наличие определенных проблем, которые затрудняют обеспечение бесперебойности поставок. О том, как справиться с этой задачей, — поговорим в статье.

В 2023 г. мы наблюдали увеличение объемов грузоперевозок, обусловленное развитием промышленного производства, повышением востребованности доставки торговыми сетями и распространением маркетплейсов.

«Боли» транспортной логистики

Одна из ключевых проблем транспортной логистики — повышение тарифов, и в первую очередь она обусловлена ростом издержек. Затраты увеличиваются за счет роста стоимости топлива, цен на новый транспорт, сервисных расходов. Например, обслуживание грузовика в начале 2024 г. подорожало в два раза по сравнению с предыдущим годом, а ценник на тягачи вырос более чем на 50%. Другая причина роста цен на грузоперевозки связана с тем, что на рынке труда в логистике открытых вакансий в три раза больше, чем резюме, а предложение по заработной плате для водителей растет как на дрожжах — в частности, к началу 2024 г. оно увеличилось более чем на 30% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Совокупный рост издержек привел к тому, что стоимость грузовых транспортных услуг увеличилась более чем на 27% в сегменте российской логистики, и на 12-16% — в международном сегменте.

Помимо роста издержек, есть и другая «боль» транспортной логистики: это дефицит надежных перевозчиков. Значительная доля грузового автомобильного транспорта в России зарегистрирована на физических лиц; стремление водителей перейти на частную практику вкупе с разукрупнением автопарков и ликвидацией ремонтных баз приводит к снижению качества оказываемых услуг. Не соблюдаются сроки поставок, снижается уровень сохранности грузов, качество доставки ухудшается, в соответствии с чем растут риски грузовладельца.

Решить макроэкономические проблемы — например, сдерживать рост цен или обеспечивать наполнение рынка надежными перевозчиками, — грузовладельцы не в силах. А вот на что они действительно могут повлиять — так это на снижение собственных расходов и на качество осуществления грузоперевозок.

В 2023 г. мы наблюдали увеличение объемов грузоперевозок, обусловленное развитием промышленного производства, повышением востребованности доставки торговыми сетями и распространением маркетплейсов.-2

Как снизить расходы и увеличить качество логистических операций?

В поиске решения поможет стратегический менеджмент, который предлагает три типа стратегий управления. Каждая из них применима и в отношении транспортных потоков.

  • Стратегия издержек

Ориентирована на снижение транспортно-логистических расходов (как правило, через поиск путей для экономии).

  • Стратегия времени

Повышает эффективность грузоперевозок за счет уменьшения срока доставки грузов, что осуществляется путем оптимизации используемого транспорта, маршрутов, погрузочно-разгрузочных мероприятий.

  • Стратегия качества

Предполагает поиск решений для увеличения удовлетворенности клиента и повышения благодаря этому объемов продаж.

К сожалению, у каждой из этих стратегий есть свои недостатки. При выборе любой из трех неизбежно «провисают» другие направления, а это значит, что «быстро, дешево, хорошо» не получится. Стратегия издержек снижает качество обслуживания клиента и увеличивает временные затраты; выбор стратегии времени обернется ростом расходов и снижением уровня сервиса, а стратегия качества приведет к увеличению транспортных издержек и времени доставки.

Соответственно для того, чтобы управление транспортными потоками была действительно эффективным, — понадобится четвертое решение, которое бы объединяло в себе все преимущества трех стратегий и одновременно с этим было бы лишено их недостатков.

И такое решение есть.

В 2023 г. мы наблюдали увеличение объемов грузоперевозок, обусловленное развитием промышленного производства, повышением востребованности доставки торговыми сетями и распространением маркетплейсов.-3

Как обеспечить бесперебойные поставки в условиях роста цен и дефицита надежных перевозчиков?

Решить эту задачу помогут цифровые решения. TMS (Transportation management system) — это программы для логистики, которые позволяют уменьшить издержки, оптимизировать сроки поставок и добиться стабильного качества осуществления грузоперевозок. TMS-программы для грузоперевозок собирают сведения о грузах, перевозчиках и водителях, помогают создавать маршруты и отслеживать их осуществление, автоматизируют повторяющиеся задачи, и тем самым обеспечивают и грузовладельцу, и перевозчику возможность быстро реагировать на меняющиеся условия рынка.

Что дает использование TMS-систем для логистики?

  • Снижаются расходы — за счет уменьшения пробега, транспортных затрат и сервисных издержек, а также путем автоматической оптимизации маршрутов, использования аукционов, сопоставления биржевых ставок, анализа предыдущих поставок, оптовых закупок перевозок по квотированию, передачи части доставок на аутсорсинг;
  • Оптимизируются поставки — благодаря поиску и планированию более эффективных маршрутов с возможностью быстрого их изменения в реальном времени. Анализ грузовых потоков позволяет определить, какие поставки обходятся слишком дорого, или приходят с несоблюдением сроков, и это помогает найти решение по смене транспорта по пути или декомпозиции поставки.
  • Улучшаются бизнес-процессы, растет их прозрачность и структурированность — за счет автоматизации управления грузовыми потоками и гибкой, настраиваемой системы аналитики.

Использование программ для грузоперевозок делает процесс управления транспортными потоками более эффективным. TMS-системы помогают интегрировать данные, анализировать их и принимать решения по итогам анализа, благодаря чему владелец груза может влиять на работу контрагентов, регулируя стоимость поставок и обеспечивая их бесперебойность.

В 2023 г. мы наблюдали увеличение объемов грузоперевозок, обусловленное развитием промышленного производства, повышением востребованности доставки торговыми сетями и распространением маркетплейсов.-4

Какие существуют TMS-решения?

Рынок предлагает разнообразные цифровые продукты для управления логистикой, что позволяет подобрать оптимальный вариант практически для любых потребностей, подходящий к уже существующей инфраструктуре.

Есть несколько типов TMS-систем для грузоперевозок:

  • «Коробочные» программы для логистики — корпоративное ПО, которое устанавливается по лицензии на каждый компьютер.

Из недостатков — «коробочные» решения являются типовыми, из-за чего не подходят для решения специфических задач. Кроме того, их можно использовать только стационарно, то есть находясь физически рядом с устройством, на котором установлено ПО.

  • Рукописные TMS-системы — создаются «с нуля» под конкретные задачи предприятия.

Минусы таких программ для грузоперевозок — разрабатываются долго, дорого и не всегда с достижением нужного результата.

Облачные TMS-системы практически не имеют недостатков. К ним можно подключить всех внешних контрагентов — причем без угрозы для обеспечения конфиденциальности данных. Автоматизированные программы для логистики постоянно улучшаются без какого-либо участия пользователя и подстраиваются под его потребности. В рамках отдельного проекта разработчик может добавлять практически неограниченный функционал —например, в облачной MasterTMS можно отслеживать даже то, насколько качественно работают менеджеры предприятия.

В 2023 г. мы наблюдали увеличение объемов грузоперевозок, обусловленное развитием промышленного производства, повышением востребованности доставки торговыми сетями и распространением маркетплейсов.-5

По каким критериям выбирать TMS?

Разные виды программ для перевозок могут отличаться между собой по особенностям внедрения, управления и поддержки, а также по интерфейсу и функционалу. Как правило, хорошая TMS включает в себя интерфейс для создания заявок, механизм осуществления торговых процедур, инструменты для интеграции с корпоративными системами и возможность предоставления отчетности и аналитики; очень хорошая — в дополнение ко всему вышеперечисленному предлагает пользователю еще и инструменты для маршрутизации и мониторинга грузов.

Выбирая цифровую систему для логистики, учитывайте не только актуальные потребности бизнеса, но и будущие, и обязательно включите в список вариантов MasterTMS — облачную систему для управления грузоперевозками.

На данный момент MasterTMS для цифровизации логистических операций выбирают более 600 грузовладельцев и около 4500 перевозчиков по всей России. С помощью MasterTMS можно не только автоматизировать маршрутизацию, диспетчеризацию, торговые процедуры и аналитику, но и влиять на другие сферы — например, на финансовый контроль и управление предприятием. ПО MasterTMS отличается доступной ценой, его внедрение осуществляется с учетом существующей инфраструктуры, и затраты на его установку быстро окупаются — за счет того, что применение MasterTMS на 20% сокращает расходы, на 30% — уменьшает время доставки, а также позволяет повысить уровень сохранности груза, тем самым увеличивая общую эффективность логистических операций.