К 2030 году дефицит сотрудников в логистике вырастет на 50%. Как с этим быть?
Аналитики компании Arthur Consulting прогнозируют нехватку 1,5 млн сотрудников в логистической отрасли через 6 лет. Уже сейчас на рынке не хватает 20% персонала.
«По данным на 2024 год, в российской логистике занято до 6 млн человек — 8% от общей численности занятого населения. Для устранения кадрового дефицита необходимо не менее 1 млн человек», — говорится в исследовании.
Наиболее сложная ситуация складывается с наймом водителей для большегрузов: с начала 2024 года появилось более 8 тыс. новых вакансий (рост на 32%), а количество резюме по этому направлению не превышает 2 тыс.
Кадровый голод приводит к простою парка для компаний с собственными ТС. А компании, которые привлекают исполнителей на рынке, сталкиваются с удорожанием услуг привлеченных перевозчиков. Недостаток водителей может приводить к снижению загрузки транспорта, замедлению доставок, и в конечном итоге отразится на удовлетворенности клиентов — им придется дольше ждать товар.
В этой ситуации корпоративные расходы растут не только строго в логистическом направлении. По мнению экспертов, компании несут дополнительные издержки на подбор и привлечение персонала — в текущем году затраты на эти статьи вырастут на 20-30%. Отдельную проблему представляет недостаток IT-специалистов, работающих в логистической отрасли: запрос на цифровые решения растет, а их создателей остро не хватает.
Решения, которые могут помочь
Средство, которое помогает снизить остроту проблемы, рынок уже нашел — цифровизация на базе готовых облачных решений. Она позволяет наладить более эффективные (и менее затратные) бизнес-процессы с использованием технических средств, автоматизировать рутинные задачи сотрудников и повысить качество корпоративных перевозок. Это средство помогает перераспределить нагрузку персонала с менее важных процессов (передав их выполнение IT-продуктам) — на более важные, тем самым увеличив эффективное использование имеющихся ресурсов.
Как справиться с недостатком водителей
Влияние недостатка водителей можно частично компенсировать с помощью программ автоматического планирования маршрутов — они позволяют лучше управлять имеющимися ресурсами. Такие системы оптимизируют процессы доставки, позволяет более эффективно использовать имеющийся автопарк или ресурсы партнеров, а также рабочее время сотрудников.
Алгоритмы автоматического планирования составляют маршруты так, чтобы водители успевали осуществить больше отгрузок за рабочее время, посетить больше точек в пути. Логист загружает список точек в TMS-систему и через пару минут получает наиболее эффективный маршрут. Это также снижает время на планирование, снимает часть задач с логиста. В отличие от ручного планирования, которое может занимать много времени, автоматизированные системы быстро генерируют оптимальные маршруты, и освобождают логистов для решения других задач.
Оптимизация маршрутов способствует росту утилизации транспорта и помогает сократить время доставки продукции. Если речь идет о собственном транспорте, компании фиксируют снижение расхода топлива, это, в свою очередь, уменьшает операционные расходы.
Оптимизировать нагрузку имеющихся в штате водителей помогает приложение и автоматический мониторинг. Первое устанавливается на смартфон водителя (там уже есть вся информация по рейсу) и самостоятельно, не отвлекая его от дороги, отправляет статусы маршрута, используя GPS-координаты. Наша система мониторинга дополнительно совершает автоматические звонки водителям, чтобы уточнить их местоположение, есть возможность автоинформирования получателя груза о статусе его заказа. Инструмент позволяет перераспределить нагрузку водителя: освободить его от необходимости постоянно общаться с диспетчером и сосредоточиться на перевозке. Диспетчер в офисе, в свою очередь, получает все данные в режиме онлайн и также не совершает лишних действий в работе.
Как справиться с недостатком IT-специалистов в логистике
Логистические отделы конкурируют не только за водителей, но и за IT-специалистов — тренд на цифровизацию логистики набирает обороты. По данным исследователей, количество вакансий для разработчиков в логистике увеличилось на 188% за последний год.
Крупные компании с большим объемом логистических операций справляются с этой проблемой с помощью приобретения и адаптации готовых решений и аутсорсинга разработки.Они обращаются к специализированным IT-компаниям, которые имеют готовые к применению решения, проверенные временем. Здесь показателен пример нашей команды: мы делаем TMS-систему, которую используют сотни компаний и тысячи пользователей. Они уже сейчас получают прямой экономический эффект используя нашу облачную платформу вместо дорогостоящих вложений в длительные разработки собственных решений, окупаемость которых непредсказуема.
Нехватка водителей и недостаток соискателей на другие логистические позиции, усложнение цепочек поставок и рост перевозок игроки рынка пытаются компенсировать ростом цен. По мнению экспертов, это приводит к росту затрат транспортно-логистической составляющей в конечной цене товара и снижению конкурентоспособности многих видов товаров, особенно низко маржинальных.
Компенсировать негативные тенденции можно с помощью готовых облачных цифровых решений — их можно быстро внедрить и сразу получить позитивный эффект: наши клиенты в среднем фиксируют снижение издержек на перевозки на 12%-18% уже в первый месяц использования системы MasterTMS.
MasterTMS умеет оптимизировать распределение грузов и маршруты (чтобы повысить утилизацию транспорта), производит автоматический мониторинг ТС, позволяет снижать стоимость доставки грузов с помощью конкурсных процедур и конкуренции перевозчиков.
Узнайте обо всех возможностях цифровой системы управления грузоперевозками →