29 ноября, 2024 эффективность

Секреты быстрой цифровизации перевозок крупнейших дистрибьютеров

Цифровизация в логистике включает обширный спектр изменений, начиная от совершенствования физических грузопотоков, и заканчивая модификацией клиентского обслуживания. За последние годы к автоматизации перевозок прибегли многие участники рынка магистральных перевозок, в том числе и среди торговых операторов, — и многие из них благодаря цифровизации достигли впечатляющих результатов в решении актуальных проблем бизнеса.

Какие проблемы дистрибьюторов и каким образом решает цифровая трансформация?

В ситуации быстрого масштабирования предприятия растут и его проблемы: если их своевременно не решать, они могут угрожать самому существованию бизнеса. Для того, чтобы справиться с такими проблемами, как высокие тарифы на грузоперевозки, неэффективность маршрутов и диспетчеризации, невозможность ведения аналитики, применяются специальные цифровые платформы — Transport Management System, в которые уже входят необходимые логистике технические решения, в частности, торговые процедуры, которые распределяют заявки, руководствуясь в том числе и фактором самой низкой цены. 

В основе TMS-сервисов лежит использование самых современных цифровых решений — в частности, Big Data, искусственного интеллекта. Являясь «надстройкой» над стандартными методами управления грузоперевозками, цифровые платформы могут интегрироваться с другими сервисами: например, системой складского менеджмента, сервисом управления заказами, планировщиками ресурсов. Все это увеличивает управляемость грузоперевозок и позволяет оказывать нужное воздействие на осуществление логистических процессов.

© Сергей Толмачёв / Фотобанк Лори

Примеры цифровой трансформации грузоперевозок

В секторе FTL (Full Truck Load) цифровизация становится важным конкурентным преимуществом: те компании, которые не подвергли автоматизации ключевые аспекты своей деятельности, быстро начинают отставать от своих более «продвинутых» коллег и вскоре теряют конкурентоспособность. 

Для торговых операторов цифровая трансформация становится драйвером роста. Один из показательных примеров — X5 Group, в которую входят такие сети, как «Перекресток» и «Пятерочка»: несколько лет назад в структуре компании было создано отдельное транспортно-логистическое подразделение, для которого разработали и внедрили цифровую платформу. Новая система управления грузоперевозками позволила объединить деятельность всех участников грузоперевозок и автоматизировать большинство рутинных операций, начиная от подготовки документов и маршрутизации перевозок, и заканчивая сбором информации по качеству обслуживания.

Не остался в стороне и другой торговый оператор — сеть «Магнит», которая на протяжении трех лет эксплуатирует Transport Management System в комплексе с системами ярд-менеджмента (Yard Management System | YMS), успешно контролирует все этапы грузоперевозок, а также в режиме реального времени анализирует все отгрузки, выявляет проблемные места и формирует список действий для их устранения.

Дистрибьютор товаров широкого потребления, компания «Белла Волга», выбрала одну из популярных систем для логистики, MasterTMS, для того, чтобы эффективно снижать издержки за счет применения конкурсных процедур. Значимые результаты появились уже спустя три месяца эксплуатации новой системы.

Рекомендации по осуществлению быстрой цифровизации

Цифровая трансформация предполагает не только внедрение новых инструментов, но и изменение самого характера формирования ценности. Адаптируя бизнес к изменчивым рыночным условиям, цифровизация требует наличия стратегии внедрения, четкого и понятного видения всех этапов процесса, а также определенной культуры изменений. И трансформироваться нужно быстро — потому что медленная трансформация ведет к снижению клиентской лояльности, потере доходов и уменьшению конкурентоспособности. Это объясняет столь низкие показатели удовлетворенности изменениями: согласно данным статистики, результатами цифровизации довольны всего 16% предприятий.

© Кирилл Черезов / Фотобанк Лори

У создателей программы для логистики MasterTMS есть несколько рекомендаций, которые помогут сделать вашу цифровую трансформацию более успешной. 

  1. Начните с составления «дорожной карты» изменений

«Дорожная карта» позволит учесть тенденции, конкурентную среду и другие факторы отрасли, а также предполагаемые результаты и актуальные возможности для их достижения. 

Соответствующая стратегии, целям и задачам бизнеса «дорожная карта» позволит точно сформулировать видение цифровой трансформации и адаптировать компанию к изменениям — как внутренним, так и внешним.

  1. Вкладывайтесь в клиентский опыт

Все участники процесса грузоперевозок заинтересованы в построении удобного, беспрерывного и индивидуализированного взаимодействия. Для обеспечения условий формирования такой коммуникации необходимо вкладываться в технологии и процессы, которые ориентируются на клиентов, позволяют собирать по ним информацию, искать «точки соприкосновения», оптимизировать сервис, вести аналитику перевозок, определять «слабые места» в маршрутизации перевозок и «управлении двором», оценивать лояльность и качество обслуживания, и многое другое.

  1. Инвестируйте в гибкие решения

Цифровизация перевозок требует адаптивности от всех бизнес-процессов. Это значит, что от компании, подвергшейся цифровой трансформации, ожидается способность эффективно реагировать на смену рыночной конъюнктуры, учитывать инновации и новые клиентские требования. Для того, чтобы этого добиться, нужны инструменты, которые можно будет перепрофилировать, если изменится контекст. В частности, такие инструменты предоставляет система для перевозок MasterTMS.

Гибкие решения еще и более выгодны — дешевле «допилить» имеющийся функционал, чем каждый раз создавать «с нуля» новый.

  1. Уделяйте внимания работе с данными

Автоматизация логистики осуществляется на «топливе» из данных, и они должны поступать из различных источников, быть пригодными к анализу и использованию для принятия решений. Для этого нужно вкладываться в системы для грузоперевозок — такие, как MasterTMS, которые обеспечивают все возможности для интеграции, очищения, управления, защиты и обогащения информации.

  1. Работайте с персоналом

Необходимость использования новых цифровых решений может вызывать у сотрудников отторжение, что будет сказываться на качестве и скорости внедрения. Для того, чтобы обеспечить принятие изменений сотрудниками, необходимо донести до них все выгоды цифровизации перевозок, — а для этого нужно выстроить диалог, прислушаться к их опасениям и донести до них все преимущества новых рабочих инструментов. Поощряйте их искать в цифровой трансформации не новые вызовы, а новые возможности, — и вы сможете создать благоприятную для изменений среду.

Автоматизация перевозок — это не один из способов действия, а, по сути, единственный эффективный способ идти в ногу с новой цифровой эрой. Однако нужно понимать, что цифровизация, особенно быстрая, будет сопряжена с трудностями, к которым нужно быть готовым. Надеемся, что приведенные в этой статье рекомендации от создателей современной программы для грузоперевозок MasterTMS ответили на ваши вопросы о переводе управления транспортной логистикой на цифровые «рельсы»; ну а если нет — мы будем рады лично обсудить с вами индивидуальные возможности и перспективы внедрения программы для перевозок для вашей компании.