Цифровая трансформация отгрузок предприятия: ожидания и реальность
Начиная с 2019 г. сфера логистики развивается в нестабильных экономических условиях, и изменение грузопотоков на фоне различных общественных, политических, экономических событий сочетается с динамикой потребительских предпочтений, которые предъявляют все новые и новые требования к грузоперевозкам. Участники транспортно-логистического рынка РФ реагируют на меняющийся спрос путем выработки новых механизмов адаптации, — что, в частности, достигается путем внедрения цифровых технологий.
Цифровая трансформация и повышение эффективности отгрузок
Цифровизация магистральных FTL-перевозок происходит в нескольких направлениях:
- Автоматизация документооборота: драйвером развития становится потребность в упрощении административной деятельности по организации отгрузок и внедрение новых бизнес-моделей;
- Совершенствование торговых сервисов, которое подстегивается потребностью в мониторинге тарифов, «прозрачности» расчетов и данных о контрагентах, а также в уменьшении транзакционных расходов;
- Цифровизация диспетчерской деятельности и маршрутизации перевозок: развитию способствует потребность в минимизации расходов, что достигается уменьшением вовлечения человеческого труда в отслеживание грузоперевозок;
- Оптимизация деятельности по принятию заказов;
- Интеграция систем управления грузоперевозками с другими IT-решениями — в частности, с ярд-менеджментом (Yard Management System | YMS);
- Развитие инструментов мониторинга и аналитики перевозок;
- Обеспечение безопасности грузоперевозок — для отправителя, получателя и самого груза.
Все эти направления развиваются как поиск решения для ключевых трудностей корпоративной логистики — таких, как высокие расходы на отгрузки, большое количество ручных операций, неэффективная работа логистов и водителей, нехватка данных для анализа, низкое качество сервиса. Без решения этих проблем снижается эффективность коммерческой деятельности, и предприятие становится менее конкурентоспособным и испытывает трудности с масштабированием.
Цифровая трансформация: ожидания…
Цифровизации корпоративной логистики способствуют такие тренды отрасли, как внедрение систем беспроводной связи, повышение адаптивных способностей и гибкости транспортно-логистических предприятий, гиперавтоматизация управления цепями поставок, развитие логистических систем почты и маркетплейсов, совершенствование цифровых инструментов управления транспортной сферой. Для многих российских предприятий инвестиции в цифровую среду становятся приоритетными: 69% компаний вкладываются во внедрение нового программного обеспечения, 52% — в приобретение цифровых технологий. Внимание уделяется и инвестициям в человеческий капитал: 48% транспортно-логистических компаний называют ключевой задачей обучение собственного персонала новым цифровым решениям, 55% — нанимают IT-специалистов.
Ожидания от цифровой трансформации у предприятий логистической сферы в основном сосредоточены вокруг повышения эффективности бизнес-операций (такую цель ставят перед собой 48% предприятий), и увеличением доходов, на что ориентированы 24% компаний. По мнению участников рынка, в ближайшие десять лет сфера грузоперевозок будет подвергаться интенсивной цифровизации за счет распространения «облачных» решений, «интернета вещей», технологий управления массивами данных, а также продуктов дополненной реальности и носимых устройств.
… и реальность
Логистика как отрасль существует в ситуации постоянного повышения цен, которые растут не только из-за роста инфляции и расходов на ГСМ, но и по другим причинам, которыми стали, в частности, дефицит водителей, уход с рынка мелких перевозчиков, стремительный рост электронной коммерции, уменьшение минимальной партии заказа. В текущих рыночных условиях, если не искать способы минимизации затрат, то издержки могут достичь такого уровня, когда станет нецелесообразным само существование компании.
Автоматизация перевозок помогла бизнесу устранить одни риски, но вместе с тем и привела к появлению новых проблем — в частности, к «цифровому хаосу», связанному с невозможностью спрогнозировать с достаточно высокой степенью вероятности траекторию дальнейшего развития информационных систем и высокими рисками допущения необратимых ошибок (в частности, в случае с технологиями блокчейн).
На уровне корпоративной логистики как отрасли значительную проблему представляет размывание рынков, из-за которого конкуренция становится более жесткой и менее предсказуемой; на уровне предприятий цифровая трансформация сталкивается с нехваткой квалифицированного персонала инструментов автоматизации, и это характерно для 31% предприятий, перешедших на TMS-системы. Осложняют переход в новую цифровую эру организационное сопротивление — неготовность персонала к изменениям как осложняющий цифровую трансформацию корпоративной логистики фактор отмечает 28% автоматизированных компаний.
Как решаются проблемы, порожденные цифровизацией логистики?
Справиться с указанными трудностями помогает ориентация сектора корпоративной логистики предприятия на идеологию Supply chain Control Tower, предусматривающую создание максимально «видимых» цепей поставок. Реализация принципов SCCT путем использования Transportation Management System — цифровых систем для грузоперевозок — позволяет эффективнее принимать решения и сделать корпоративную логистику более «прозрачной» за счет автоматизации рутинных задач, настраивания электронного документооборота, мониторинга процессов грузоперевозок, формирования аналитики и интеграции с другими IT-решениями. Использование таких решений, как программа для перевозок MasterTMS, позволяет не только сделать процессы более «видимыми», но и снизить транспортные расходы на 12% уже в течение первого месяца после внедрения.
Кроме снижения расходов, транспортно-логистические системы также упрощают административный функционал. С внедрением TMS работа логиста становится более удобной и эффективной, и в конечном итоге именно это становится значимой выгодой от внедрения программы для грузоперевозок MasterTMS для персонала, задействованного в транспортной логистике.
Реальные примеры внедрения технологий
Основная масса представителей транспортно-логистического бизнеса участников рынка (около 79%) прибегает к цифровизации перевозок системно, с привлечением стратегии цифровой трансформации, в соответствии с которой осуществляет отдельные проекты по автоматизации логистики либо внедрению новых технологий. Необходимость цифровой трансформации вызывают объективные общественные, экономические и политические причинами, и потребность в изменениях нарастает интенсивно и скачкообразно. Это требует быстрой настройки взаимодействия между всеми участниками транспортно-логистического процесса.
ООО «Белла Волга», дистрибьютор товаров сферы FMCG и пользователь MasterTMS, обратился к торговым процедурам в составе новой системы управления грузоперевозками. Всего три месяца работы в системе для логистики MasterTMS дали предприятию ряд преимуществ, которые позволили ему сформировать прозрачную конкуренцию за размещаемые заявки на отгрузки.
Другой крупный корпоративный пользователь программы для логистики MasterTMS, название/сфера деятельности, использовал конкурсы и «облачные» возможности, благодаря чему смог снизить почти в два раза тарифы по некоторым направлениям и сэкономил более 8% издержек на логистику. Благодаря тем же инструментам смогла добиться 12% расходов на отгрузки компания «Печатня» — лидер в российском сегменте производства картонной упаковки.
Как показывает опыт клиентов «ТН Цифровая логистика», использование цифровой системы для грузоперевозок положительно сказывается не только на экономической эффективности деятельности, но и на самом качестве управления. Мы готовы рассказать о том, как MasterTMS поможет решить проблемы именно вашего бизнеса; чтобы получить презентацию с индивидуальными преимуществами системы, оставьте контакты по ссылке >>>