Всех перевозчиков включат в Реестр. Разбираемся, что готовит Минтранс
Государственная дума готовится принять законопроект о реестре грузоперевозчиков: документ уже прошел первое чтение. Реестр станет частью большой цифровой системы «ГосЛог», в которую кроме него войдет еще несколько сервисов — например, цифровой профиль перевозчика и «единое окно» выдачи документов на перевозку.
- Здесь мы подробно рассказали о системе «ГосЛог», а сейчас давайте уделим внимание реестру перевозчиков, который уже вызвал опасения дальнобойщиков.
Что такое реестр перевозчиков
Реестр грузоперевозчиков — это государственная информационная система учёта юрлиц и индивидуальных предпринимателей, которые занимаются коммерческими грузовыми перевозками. Реестр будет вести Ространснадзор в системе «ГосЛог». Цель создания такого реестра — «упорядочить и обелить рынок, сделать бизнес-процессы прозрачными для всех участников отрасли и повысить инвестиционную привлекательность грузоперевозок».
- Проект Федерального закона № 647526-8 на сайте Госдумы.
Компании, отсутствующие в реестре, утратят право на коммерческие грузоперевозки. Согласно законопроекту, работа без регистрации допускается лишь в одном случае — если перевозка осуществляется исключительно для собственных нужд. Таким образом, избежать регистрации не удастся — она обязательна для всех, кто намерен сотрудничать с грузоотправителями.
Фактически государство планирует создать форму допуска на рынок: «пересчитать» всех, определить точный объем автопарка в стране и разобраться, на каких основаниях им владеют участники отрасли. Это позволит, во-первых, исключить недобросовестных игроков, и, во-вторых, эффективнее управлять транспортными потоками.
Зачем нужен реестр
В пояснительной записке к законопроекту указано следующее: «По экспертным оценкам, в настоящее время более 60% перевозок грузов осуществляется фактически по «серым» схемам физическими лицами, которым владельцы грузовых автомобилей с целью снижения налогов и ухода от ответственности предоставляют их по договорам аренды, предоставляя также и объём работ, 56,2% грузовых транспортных средств зарегистрированы на физических лиц».
Инициаторы закона считают, что в таких условиях добросовестные перевозчики, подавшие уведомление о своей деятельности в Ространснадзор, находятся в неравных конкурентных условиях с нелегальными перевозчиками. Но благодаря единому реестру работать законно смогут только зарегистрированные участники, что уравняет всех в правах и создаст здоровую конкуренцию.
Сведения, которые будут в Реестре
Сервис будет содержать информацию о перевозчике и используемом транспортном средстве. В него войдут следующие данные:
- регистрационный номер и дата внесения в реестр;
- наименование и адрес юридического лица или ФИО индивидуального предпринимателя;
- сведения о перевозимых грузах;
- максимальная страховая сумма;
- марка, модель, государственный регистрационный номер транспортного средства, его технически допустимая максимальная масса (в тоннах) и другие характеристики.
Юридические лица и ИП, осуществляющие грузовые перевозки, будут обязаны направлять уведомление о включении в реестр сведений о транспортных средствах в Ространснадзор через личный кабинет на портале госуслуг.
Для допуска к грузовым перевозкам юридические лица и ИП должны соответствовать установленным квалификационным требованиям, включая:
- профессиональную компетентность и надежность;
- финансовую состоятельность;
- соблюдение норм законодательства.
Планировалось, что реестр грузоперевозчиков начнёт действовать с 1 марта 2025 года, позже говорили о запуске проекта в 2026 году. Сейчас законопроект о реестре ожидает второго чтения в Госдуме, в августе 2024 года завершился прием поправок к документу. Одна из поправок, предложенная «Общественной потребительской инициативой», предлагает ввести прямой запрет для самозанятых на осуществление грузоперевозок на автомобилях с максимальной массой свыше 3,5 т, а также уточнить порядок их допуска к работе на машинах с массой от 2,5 до 3,5 т. По данным общественников, это мероприятие остановит практику использования самозанятых в схемах уклонения от налогов. По данным ассоциации «АвтоГрузЭкс», 70% перевозчиков работают в статусе самозанятых.
Требования к перевозчикам для включения в реестр
В текущей версии законопроекта содержатся следующие требования к перевозчикам (нужно иметь в виду, что текст закона может существенно измениться):
- Финансовая состоятельность – перевозчик не должен иметь задолженностей перед бюджетом и просроченных обязательств.
- Надежность – у владельца и руководителя компании не должно быть действующих судимостей за экономические, экологические, трудовые преступления, а также за серьезные нарушения ПДД.
- Компетентность – в компании должен работать хотя бы один специалист, отвечающий за соблюдение правил безопасности дорожного движения. Эту роль может выполнять и сам владелец бизнеса.
- Прозрачность данных – перевозчика могут исключить из реестра, если он скроет информацию о каком-либо транспортном средстве. Кроме того, причиной исключения может стать смертельное ДТП по вине водителя, работающего в компании.
В чем польза для грузовладельцев
Для компаний, которые заказывают перевозку грузов, реестр послужит дополнительным инструментом для проверки перевозчиков. У них появится быстрый доступ к проверенной информации о потенциальных партнерах, это снизит риски и поможет избежать сотрудничества с компаниями, которые имеют нарушения или не обладают необходимыми лицензиями и документами. Таким образом, эта база данных, содержащая информацию о зарегистрированных перевозчиках, позволит компаниям-грузовладельцам потенциально получить более качественные услуги по доставке и транспортировке грузов.
Работа с государственной цифровой системой «ГосЛог» обещает в целом ускорить работу логистов и перевозчиков: стороны должны быстрее получать разрешения на перевозки, проходить меньше согласований, готовить меньше документов, быстрее обмениваться бумагами и производить платежи. Это особенно важно для международных перевозок или перевозок специальных грузов.
Как подготовиться к началу работы Реестра перевозчиков
Заявленная цель создания реестра — «обеление» рынка грузоперевозок в России. Пока сложно прогнозировать точные требования к перевозчикам, выполнив которые они смогут войти в список благонадежных (законопроект еще полностью не принят депутатами), но уже сейчас можно говорить о том, что с высокой долей вероятности потребуется:
- работа в статусе ИП или ООО,
- история работы без серьезных нарушений ПДД,
- отсутствие долгов перед бюджетом.
Для грузовладельцев и перевозчиков работа с реестром и системой «ГосЛог» однозначно потребует перевод бизнес-процессов в цифровой формат и подготовку оцифрованных данных.
Перевозчики могут попробовать находить заказы на специализированных биржах и начать работу по долгосрочным договорам с крупными компаниями: у каждой из них есть свои требования к партнерам, которые во многом повторяют требования государственного реестра. Переход на электронный документооборот также может упростить работу.
Чтобы лучше подготовиться к работе с «ГосЛог», логистам и предприятиям рекомендуем начать использовать TMS (Transportation Management System). Эта система сохраняет, организует и структурирует данные, связанные с перевозчиками и отгрузками. По сути, TMS сама является корпоративным реестром — она содержит базу данных перевозчиков, включая их контактную информацию, документы и историю сотрудничества. Система позволяет хранить и быстро находить сканы лицензий, водительских прав, страховок и других документов перевозчиков.
С помощью нашей TMS вы можете проанализировать, какие перевозчики наиболее эффективны. MasterTMS предоставляет данные о выполненных заказах, сроках доставки, качестве услуг и других ключевых показателях партнеров. Эту информацию легко анализировать и поддерживать в актуальном состоянии, быстро найти и экспортировать.
Важно, что внедрение MasterTMS обычно занимает не больше месяца, а результат виден практически сразу: предприятия начинают экономить до 21% расходов на отгрузки уже в первый месяц. Экономия достигается, например, за счет использования аукционов на понижение цены, в которых участвуют перевозчики на договоре. Свою лепту вносит искусственный интеллект: он помогает строить оптимальные маршруты и более эффективно загружать ТС, а расходы на диспетчеров сокращает автоматический мониторинг грузов в режиме онлайн.
Узнать обо всех возможностях MasterTMS можно на нашем сайте →