10 февраля, 2025 эффективность

Скоро заработает реестр экспедиторов. Что это такое

Цифровизация логистики набирает обороты: всё больше государственных сервисов начинают работать и влиять на работу грузовладельцев и перевозчиков. Правительство России в Распоряжении № 3744-р утвердило проекты цифровой трансформации транспортной отрасли еще в 2021 году, работу планируется завершить в 2030 году. Многие системы уже тестируют и подключаются к ним в добровольном порядке.

Среди ключевых проектов можно выделить:

Мы собрали важную информацию об этих нововведениях в статьях: рассказали, какие нормативные акты их регулируют, кого они затрагивают, как к ним подготовиться.

В этой статье мы обратим внимание на Единый реестр экспедиторов.

© Юрий Бизгаймер / Фотобанк Лори

Что такое реестр экспедиторов

Это централизованная база данных, в которой будет содержаться информация о юрлицах и ИП, организующих перевозки и предоставляющих услуги экспедирования. А для бизнеса, который будет работать вне реестра, планируется ответственность — штрафы до 300 тысяч рублей. Законопроект о реестре экспедиторов принят Госдумой в первом чтении в сентябре прошлого года. Все, кто не включен в реестр, не смогут оказывать услуги. Порядок формирования и ведения реестра установит правительство.

Законопроект, который предлагает создать реестр, запрещает при оказании экспедиционных услуг принимать к перевозке ряд грузов: пневматическое оружие, едкие, легковоспламеняющиеся вещества и др. Экспедитор должен будет иметь интроскоп (устройство для рентгеновского сканирования машин) для проверки принимаемых грузов. Он сможет задержать отправление с запрещенным грузом, а если, например, есть неустранимая угроза жизни или здоровью – уничтожить. Кроме того, законопроект обязывает хранить данные о перевозках минимум 3 года и предоставлять их по запросу госорганов.

Какие сведения должны быть в реестре экспедиторов

Согласно законопроекту, компания или ИП, которые осуществляют транспортно-экспедиционную деятельность, должны подать заявление в исполнительный орган власти, где будет указана общая информация:

  • название компании или ФИО индивидуального предпринимателя;
  • адрес, место нахождения;
  • ИНН;
  • основной государственный регистрационный номер.

Ведение реестра экспедиторов должно повысить прозрачность в сфере логистики, а также обеспечить контроль за деятельностью экспедиторов. Он предназначен для следующих участников отрасли:

  • для государственных органов, которые смогут контролировать и регулировать деятельности экспедиторов;
  • для бизнеса, который сможет использовать реестр для выбора надёжных партнёров и повышения уровня доверия со стороны клиентов;
  • для потребителей услуг, которые также смогут получать информацию о квалификации и репутации экспедиторов.

Мнения участников рынка по поводу реестра разделились: кто-то считает его новым административным барьером, который потребует дополнительных ресурсов для бизнеса. Другие — видят в реестре инструмент изменения рынка, который создаст в России настоящих экспедиторов, отслеживающих свои грузы от приемки до передачи получателю.

Как подготовиться к введению реестра

Логистика давно стала локомотивом цифровизации: всё больше компаний автоматизируют свои процессы в этой сфере с помощью современных ИТ-решений. Государство заявляет о цифровой трансформации и стимулирует бизнес переводить свои процессы в цифровой формат: система «ГосЛог», реестры перевозчиков и экспедиторов — яркое свидетельство этой тенденции.

Реестр экспедиторов, вероятно, станет частью системы «ГосЛог», которая сейчас тестируется; к 2028 году планируется её полноценный запуск. Для успешной интеграции в реестр экспедиторов и систему «ГосЛог» необходимо учесть законодательные изменения, технические требования и оптимизацию бизнес-процессов. С последним пунктом можно справиться недорого и эффективно, если использовать TMS (Transportation Management System), которую активно внедряют крупные и средние производители (грузовладельцы).

Наша разработка — MasterTMS — позволяет быстро (в среднем — за месяц) наладить автоматизацию и ускорить бизнес-процессы, связанные с логистикой. Например, MasterTMS автоматически генерирует электронные документы, необходимые для перевозки, и помогает наладить в компании электронный документооборот (ЭДО) — он станет обязательным для взаимодействия с «ГосЛог».

MasterTMS позволяет:

  • создавать цифровые профили перевозчиков с документами (лицензии, страховки, водительские права);
  • анализировать эффективность партнеров по KPI: сроки доставки, качество услуг, стоимость;
  • автоматизировать аукционы для снижения затрат на перевозки до 21% за счет конкуренции между перевозчиками;
  • использовать ИИ-аналитику: алгоритмы помогают эффективнее загружать транспорт, строить маршруты и автоматизируют мониторинг грузов, сокращая расходы на диспетчеризацию;
  • быстро собирать, хранить и защищать данные от утечек.

94% компаний, использующих MasterTMS, подтверждают рост прозрачности процессов и снижение затрат — эти преимущества критически важны для работы в условиях ужесточения регулирования.