Что такое мониторинг грузового транспорта и зачем он нужен?

Мониторинг в логистике — это контроль движения транспорта, которым ежедневно занимаются диспетчеры: они загружают машины и начинают отслеживать выполнение рейсов — контролировать местонахождение ТС в конкретный момент времени. 

GPS-мониторинг грузового транспорта
GPS-мониторинг грузового транспорта

Для чего нужно отслеживание грузового транспорта?

Мониторинг грузов позволяет держать руку на пульсе — получать критически важную информацию и реагировать, если что-то пошло не так. В дороге может случиться разное: поломки, хищения или простые опоздания. Чем быстрее о них узнает диспетчер-логист, тем лучше. В случае любого форс-мажора он сможет помочь решить проблему (например, подключиться к поиску автосервиса в случае поломки) и предупредить грузополучателя об изменении времени прибытия ТС.

Отсутствие контроля за транспортом неминуемо создает проблемы для бизнеса. Если логист не знает, где его товар и когда он прибудет на разгрузку, снижается качество сервиса — грузополучатель не будет знать, когда он получит товар, на складах может возникнуть хаос из-за неорганизованности прибытия грузов, а грузовладелец просто не сможет контролировать процесс доставки. 

Источником проблем часто становится человеческий фактор. Водитель может:

  • отклоняться от оптимального и экономичного маршрута — это спровоцирует неэффективные расходы на топливо, амортизацию, ФОТ и др.;
  • нарушать регламент работы и осуществлять несанкционированные действия: догрузы и «левые» рейсы;
  • опаздывать на точки маршрута по субъективным причинам. 

Риски, связанные с человеческим фактором, особенно высоки в условиях нехватки профессиональных шофёров и выходом на рынок неопытных кадров. По данным Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов, в России не хватает 25% водителей категория СЕ. Это предполагает естественный приток новых кадров, особенно с учетом растущих зарплат в индустрии (месячный уровень дохода сейчас находится в районе 150 тыс. рублей при средней зарплате в стране в 73 тыс. рублей).

Лучше контролировать логистический процесс позволяет система отслеживания грузового транспорта в пути — на любом предприятии так или иначе эта система существует, но далеко не всегда движение транспортных средств контролируется эффективно: например, до последнего времени некоторые диспетчеры для общения с водителями использовали мессенджер ICQ, популярный в конце 90-х и недавно закрытый владельцем. Даже в век высоких технологий система мониторинга транспорта может быть устаревшей.

Устаревшие системы мониторинга грузового транспорта

Небезопасно 

Главный признак неэффективной системы контроля рейсов — бесконечные звонки и сообщения сотруникам за рулём, чтобы узнать текущий статус рейса. Они отвлекают от дороги и делают движение по трассе небезопасным. Казалось бы, с приходом мессенджеров (WhatsApp*, Telegram и т.д.) процесс коммуникации упростился, и шофёр получил возможность отвечать на вопросы диспетчера в свободную минуту. Но не тут-то было. Согласно исследованию ВЦИОМ, 31% водителей набирают сообщения прямо во время движения, поэтому общение через мессенджеры повышает риски для безопасности груза, ТС и, безусловно, самого упр.

Трудозатратно 

Звонки и заваливание сообщениями в мессенджерах отнимает рабочее время у диспетчеров, которое они могли бы потратить на более полезные действия — организацию новых рейсов и общение с клиентами. Такой мониторинг обходится компании слишком дорого: рабочее время уходит на малоэффективную деятельность, а еще приводит к необходимости содержать большой штат.

Инновации в помощь

Современные средства мониторинга работают гораздо лучше привычной схемы «сообщение в WhatsApp* — звонок на мобильный». Они позволяют контролировать каждый шаг перевозчика в режиме онлайн, не отвлекая его от работы. 

Сегодня можно выделить три пути отслеживания грузового транспорта:

1. Сложный и дорогой — через GPS или ГЛОНАСС, с установкой на автомобили множества датчиков, терминалов и трекеров. В этом случае с помощью оборудования контролируется местоположение ТС, расход топлива и состояние техники. На каждое ТС устанавливается минимум по одному датчику. В качестве дополнения к таким системам в машины иногда ставят видеонаблюдение, что ещё больше увеличивает стоимость и без того недешёвой системы.

    Поставить дополнительное оборудование можно только на собственный транспорт — если грузовладелец пользуется услугами сторонних перевозчиков, отслеживать их перемещения не получится. 

    2. Наиболее доступный способ — использовать мобильное приложение, которое устанавливают водители на собственные смартфоны. Приложение фиксирует данные о местонахождении (как правило, автоматически), затем отправляет их логисту. Звучит здорово, но есть нюанс: приложение надо ставить каждому сотруднику, который возит ваши грузы. Компании могут работать с десятками привлеченных перевозчиков, у каждого перевозчика может быть несколько водителей — всех придется мотивировать поставить ваше приложение. Провести этот процесс бывает сложно.

    3. Наладить мониторинг можно без использования приложения, с помощью автоматических звонков. В процессе рейса будут приходить звонки и СМС от цифрового диспетчера на каждом этапе перевозки. Чтобы сообщить статус рейса нужно всего лишь нажать на кнопки телефона, соответствующие сообщению, например: 1 — «В пути на погрузку», 2 — «Погрузился». Чтобы определить текущее местоположение , система пришлет перевозчику сообщение со ссылкой, после перехода по ней предложит отметить местоположение груза. 

    Этот способ освобождает от рутинной работы диспетчеров и почти не отвлекает в дороге. Процессы максимально автоматизированы.

    Как работает онлайн-мониторинг транспорта?

    Мониторинг грузоперевозок в системе MasterTMS

    Обсуждая работу мониторинга с заказчиками, мы решили объединить два способа, чтобы сделать функционал более удобным и надежным. В нашей системе мониторинг осуществляет связка «приложение + автодозвон + TMS-система». TMS — Transportation management system — большая система управления грузоперевозками, она содержит базовый функционал и дополнения, с которыми можно отслеживать грузы, строить оптимальные маршруты, проводить анализ работы перевозчиков и т.д.

    Система мониторинга транспорта в нашей TMS позволяет отслеживать местоположение грузов и транспортных средств в режиме реального времени. Она устроена так, чтобы водители отправляли, а диспетчеры получали всю информацию без лишних движений. Это недорого, и не требует специальной технической базы. Расскажем об этом инструменте подробнее.

    За сбор информации отвечает мобильный софт, он автоматически записывает GPS-координаты ТС и отправляет их в систему, а TMS преобразует полученные цифровые значения в точки на карте и показывает положение транспорта сотруднику в офисе. Без дополнительных звонков и переписок он точно знает местонахождение транспорта и текущий этап грузоперевозки («прибыл на пункт № 1», «находится в зоне погрузки» и др.).

    Если с приложением не сложилось — не установил; есть только кнопочный телефон или внезапно пропал сигнал — подстрахует второй источник данных — атодозвон. Телефонный робот совершает звонки с заданной периодичностью и просит сообщить текущее местоположение / статус рейса: от сотрудника в рейсе требуется только нажать на кнопки или пройти по ссылке. Данные также поступают на рабочую станцию логиста.

    В автоматическом режиме MasterTMS фиксирует приближение машины к важным точкам маршрута — например, к складам, где планируется разгрузка. Для обновления ключевых статусов даже не нужно участие шофёра — данные о местонахождении приложение отправляет самостоятельно, звонки робот совершаеть лишь при необходимости. Диспетчер получает все новости о передвижениях груза через уведомления на почту — зачастую ему вовсе не требуется постоянно находиться у компьютера. 

    Какие преимущества есть у автоматического мониторинга?

    Процесс мониторинга грузового транспорта

    Для эффективного мониторинга транспорта не нужно никаких дополнительных устройств, закупка и установка которых бьёт по карману. При этом ПО делает перевозку более предсказуемой: все участники знают прогнозное время прибытия машины на точки маршрута, получают оперативное обновление статусов. 

    Если водитель «потерялся» и перестал выходить на связь, задерживается или отклонился от маршрута — его куратор тут же получит сообщение. У сотрудников появляется возможность быстрее реагировать на непредвиденные обстоятельства, возникающие в рейсе,и как следствие — оперативнее решать проблемы. При желании за передвижениями груза может наблюдать не только домашний логист, но и грузополучатель — это повышает качество сервиса, и конечный заказчик не звонит с вопросами «Где сейчас груз? Успеваете уложиться в срок?».

    Как и в других отраслях, автоматизация увеличивает эффективность работы специалистов: меньше диспетчеров выполняет бóльший объём работ. Один диспетчер может одновременно контролировать десятки доставок, не совершив при этом ни одного звонка. Все машины на виду, не нужно тратить время на сообщения водителям, чтобы узнать их местоположение. 

    Водители тоже довольны такой системой — от них требуется минимум действий, они могут полностью сконцентрироваться на дороге. Растет уровень безопасности.

    Руководители отдела логистики, в свою очередь, получают свои бенефиты. TMS сохраняет максимум данных о каждом рейсе и делает рабочие процессы более открытыми и предсказуемыми. Логист может в любое время узнать, как работает тот или иной водитель, диспетчер или перевозчик. Это помогает определять зоны для улучшения, понимать, кто из партнеров-перевозчиков соответствует заявленному SLA.

    Наконец, система мониторинга внутри TMS поддерживает интеграцию ссистемами управления ресурсами предприятия (ERP) и складами (WMS). Опоздания / опережения графика по данным мониторинга через интеграцию могут влиять на бронирование временных окон погрузки/разгрузки в логистических хабах. Становиться проще наладить единую информационную среду предприятия и повысить эффективность управления цепочками поставок.

    Вы можете увидеть, как будет работать автоматический мониторинг на вашем предприятии в реальных рейсах. Заказать презентацию и попробовать услугу можно по ссылке.

    Отслеживание транспорта в рейсе через TMS

    * WhatsApp принадлежит компании Meta Platforms Inc., внесенной в перечень экстремистских организаций. Ее деятельность запрещена на территории РФ.