В логистике не хватает от 200 000 до 500 000 сотрудников. Что делать?
По данным исследования Высшей школы экономики (ВШЭ), российской экономике не хватает более 2,7 млн сотрудников, во втором квартале 2024 года потребность в персонале выросла на 10%.
По информации Центробанка примерно 70% российских компаний испытывают недостаток квалифицированных кадров. Больше всего вакансий открыто в компаниях из сфер обрабатывающей отрасли и торговли. Однако наиболее остро проблема нехватки персонала ощущается в строительстве и автомобильных грузоперевозках. В транспортной отрасли, по данным ВШЭ, сейчас требуется 218,1 тыс. сотрудников.
Самая востребованная категория сотрудников — водители грузовых машин (категории С, CE и D), в Общероссийской общественной организации «Водители России» их дефицит оценивают в 500 тыс. человек. За первую половину 2024 г. спрос на водителей различных категорий увеличился более чем на 70%. Среди офисных сотрудников также отмечается дефицит логистов, диспетчеров и управленческих кадров.
Неудивительно, что именно в транспорте больше всего специалистов вынуждены работать сверхурочно. 71% опрошенных в этой сфере, сообщили, что работают больше положенного. По данным «Работы.ру» по этому показателю логистическая отрасль находится в лидерах.
HR-специалисты и руководители предприятий ищут способы снизить кадровый голод. Рассмотрим решения, которые применяет бизнес.
Зарплатная гонка
На фоне дефицита кадров компании повышают зарплаты. За первую половину 2024-го, по данным Росстата, в среднем они уже увеличились на 18% в годовом выражении — до 83,5 тыс. рублей.
По данным Росстата, в сегменте автомобильных грузоперевозок средние зарплаты в 2023 году выросли также на 18%. Еще на 27% увеличился средний уровень оплаты труда в логистическом секторе в 2024 году, говорится в недавнем исследовании hh.ru и ПЭК. Медианный доход в транспортной сфере достиг 139 тыс. руб. в месяц.
Быстрее растут зарплаты водителей: участники рынка оценивают рост их доходов уже в 40%. По данным портала hh.ru зарплата водителей в I полугодии 2024 года показала рост в 64% — с 76,4 тыс. до 125,4 тыс. руб. В отдельных отраслях водителей привлекают более высокой зарплатой: например, за работу вахтовым методом в Хабаровском крае готовы платить до 675 тыс. руб. в месяц, работая в Москве — они могут рассчитывать на 300 тыс. руб. Рост расходов на ФОТ закономерно приводит к росту себестоимости перевозок, что в итоге приводит к удорожанию продукции на полках и складах.
Дополнительная мотивация
Кроме новых зарплатных предложений, компании пересматривают систему мотивации, делают ставку на удержание специалистов: привлечение новых сотрудников стоит дороже, а времени на закрытие вакансии требуется всё больше.
Рекрутеры расширяют возрастные границы найма, обращая внимание как на молодежь, так и на старшее поколение. Предприятия предлагают расширенный соцпакет, дополнительное страхование, гарантированный объем оплаты + KPI, увеличенные суточные, введение зональных надбавок. Активно стали использоваться маркетинговые механики: например, акция «Приведи друга», ранее распространенная в банковской сфере.
Повышение производительности труда
С проблемой нехватки кадров можно справиться за счет роста производительности труда. Производители и грузовладельцы активно работают над цифровизацией своих логистических процессов, занимаясь внедрением систем управления дворами, складами и грузоперевозками (YMS, WMS и TMS соответственно). По данным опроса россйских логистов от Strategy Partners, эти облачные сервисы входят тройку самых приоритетных технологий в секторе транспорта и логистики на горизонте 2–3 лет. Подобные решения помогают повысить прозрачность цепочки поставок (и значительно снизить расходы на перевозки), а также автоматизируют многие процессы и рутинные операции — направляя дорогостоящий трудовой ресурс в более эффективные направления работы.
Посмотрим, какие цифровые решения помогают снизить дефицит кадров в логистике.
Создание заявок
В работе логистов есть много рутинных, механических задач. Их можно автоматизировать. Например, можно быстрее создавать заявки на отгрузку. Система управления грузоперевозками MasterTMS сокращает время создания заявки в 2-3 раза.
Наша разработка подставляет в заявку название компаний-получателей, режим работы складов, параметры транспортного средства, время, перевозчиков и водителей; генерирует документы.
Данные заносятся в систему один раз, и далее при создании рейса они подгружаются автоматически. После создания заявки перевозчик сразу получает информацию о новом рейсе.
Маршрутизация
Этот блок выполняет сразу несколько задач и серьезно оптимизирует работу логистов, экономит до 40% их рабочего времени. Настроенные алгоритмы помогают наладить:
— оптимальное распределение грузов по датам отгрузки;
— оптимальное распределение грузов по транспортным средствам;
— оптимальное распределение порядка объезда точек маршрута каждым транспортным средством.
Алгоритмы в TMS-системе справляются с планированием ключевых операций эффективнее и быстрее любого логиста — они учитывают более 50 факторов:
- временные окна складов и график работы магазинов,
- характеристики ТС,
- особенности грузов — вес, характер груза, габариты и т.д.,
- время погрузки / разгрузки,
- приоритеты доставки и др.
В создании маршрутов и распределении грузов используются технологии искусственного интеллекта — они получают всё большее распространение в логистике. AI также находит применение в прогнозировании спроса и предложения, более эффективном управлении запасами.
Мониторинг грузов (ТС) через приложение для смартфона и автоматические звонки водителю
Отдельная функция TMS — автоматический мониторинг грузов.
Он позволяет снизить расходы на диспетчеризацию, разгрузить диспетчеров и повысить их эффективность, чтобы они могли отслеживать больше рейсов в рабочее время. Водители, в свою очередь, могут работать, не отвлекаясь на телефонные звонки и сообщения в мессенджерах.
С автоматическим мониторингом сотрудники могут смотреть за передвижениями перевозчиков в режиме онлайн — с экрана своего монитора. В случае системы MasterTMS, информацию о местонахождении грузов и статусы рейса собирает приложение на смартфоне водителя + функция автодозвона. Все данные поступают на интерактивную карту в браузер логиста-диспетчера: система обновляет статусы рейса и сообщает, если водитель опаздывает, едет быстрее или придерживается графика. Логисты получают уведомления о важных событиях в процессе перевозки, и могут не беспокоиться о том, что пропустят что-то важное.
Автоматический мониторинг в TMS — это наиболее доступный способ отслеживания доставок, который к тому же легко наладить и масштабировать. Следить за ходом доставки могут и клиенты — грузополучатели.
С функционалом и автоматизацией, которая дает система MasterTMS, растет скорость выполнения задач — и даже компактный отдел логистики успешно справляется с большим количеством отгрузок. Кроме базового функционала системы управления грузоперевозками (TMS) компании пробуют использовать и другие решения:
— Электронный документооборот
— Цифровые платформы для перевозок
— Аналитика больших данных
— Роботизация складов
— YMS-системы (управление Грузовым двором) и электронные очереди на складских объектах
— WMS-системы
— RFID-датчики (метки) для контроля перемещения грузов
— Электромобили
— Генеративный искусственный интеллект
Узнайте, как справиться нехваткой персонала и снизить расходы с помощью «цифры». Наши разработки используют более 600 российских предприятий — оставьте контакты, мы расскажем, с чего начать →