Пять способов сократить затраты на доставку

За первый квартал 2024 г. спрос на доставку грузов по России вырос на 23%. Это привело к росту цен на логистические услуги — по данным бирж грузоперевозок, к апрелю их стоимость в годовом выражении поднялась на 25%. Вместе с ценами растут и зарплаты персонала — водителей и офисных сотрудников, занятых в организации цепочек поставок.

Производственные компании с собственных автопарком и пулом наемных дальнобойщиков не могут повлиять на макроэкономические параметры — рост зарплат, цен на топливо, перераспределение товарных потоков. Зато могут более эффективно использовать транспорт и рабочее время сотрудников. Предлагаем пять способов снизить расходы на доставку — с помощью решений, которые давно используют все крупнейшие логистические команды.

В центре сокращения расходов находится Transportation Management System — система управления грузоперевозками (TMS). Это большой программный хаб для работы логистов, диспетчеров и партнеров-перевозчиков. Рассмотрим пять основных возможностей TMS-платформы, которые помогают снизить логистические расходы на 10–20%.

Как сократить расходы на доставку для грузовладельцев

1. Торговые процедуры

Один из первых шагов в сокращении расходов на доставку — проведение торговых процедур, т.е. разыгрывание рейсов на аукционах, где партнеры-перевозчики в конкурентной борьбе предлагают цены ниже, чтобы получить груз и отправиться в рейс. Перевозчики видят начальную цену заявку, видят ценовые предложения друг друга и делают свое предложение, если заинтересованы в получении заявки. Программное решение для проведения аукционов предоставляет TMS.

Заявки на перевозки можно разыгрывать не только среди аккредитованных партнеров, с которыми заключен договор, но и среди перевозчиков, которые ищут грузы на бирже или на открытом рынке (в рамках сбора предложений). Получать «оптовые» скидки помогают тендеры: в них разыгрывается определенный объем перевозок по направлению (например, 10 рейсов из Москвы в Санкт-Петербург в течение 30 дней). Когда перевозчик знает, что получит загрузку на несколько рейсов, он не беспокоится о простоях, поэтому может пойти на существенное снижение стоимости своих услуг.

Определять победителя аукциона, ориентируясь только на цену, конечно, не стоит. Лучше посмотреть историю отношений с перевозчиком, уровень выполнения SLA, количество опозданий и эксцессов на маршруте. Как правило, все эти данные в два клика можно найти в TMS.

2. Автоматическая маршрутизация

Планирование маршрутов в TMS-системе позволяет оптимизировать расходы на доставку, если ваша компания располагает собственным автопарком. Если предприятие привлекает сторонних перевозчиков, маршрутизация дает возможность лучше планировать рейсы и повышает утилизацию транспорта.

Специально созданные алгоритмы справляются с планированием маршрутов эффективнее и быстрее любого логиста: они учитывают десятки факторов — например, временные окна складов и график работы магазинов, характеристики ТС, особенности грузов, приоритеты доставки и др.

Математически точная последовательность точек в маршрутном листе:

  • снижает расходы на топливо
  • увеличивает эффективность работы водителя (он успевает совершить больше доставок за рейс)
  • уменьшает пробег транспорта и скорость амортизации и т.д.

Перевозка по кратчайшим маршрутам снижает среднее время в пути, это приводит к выполнению дополнительного количества доставок и увеличению производительности бизнес-юнита. У предприятия вовсе может пропасть необходимость в покупке нового ТС, потому что старые фуры делают больше доставок за единицу рабочего времени. Кумулятивный эффект от правильной маршрутизации позитивно влияет на весь комплекс затрат, связанных с эксплуатацией транспорта: на зарплаты, затраты на ТО, запчасти и шины.

За первый квартал 2024 г. спрос на доставку грузов по России вырос на 23%.-2

3. Сокращение порожнего пробега

Неважно, кто выполняет рейс — собственный транспорт или привлеченный партнер — холостые рейсы сильно увеличивают корпоративные расходы на логистику. Поэтому важно управлять эффективностью доставки: сокращать нулевой пробег (когда машина едет пустой от места стоянки до пункта погрузки и от места последней разгрузки до гаража) и порожний пробег (пустой грузовик возвращается от клиента до склада новой погрузки).

Как повысить эффективность доставки? Это можно сделать с помощью автоматической маршрутизации, если в компании есть разветвленная сеть складов и пунктов загрузки / разгрузки. В этом случае программа автоматической маршрутизации может учитывать расположение всех точек в цепочках поставок и выявлять клиентов, которые расположены неподалеку от пунктов разгрузки: ТС заезжает к таким клиентам на обратном пути — и значительно повышает производительность своей работы (особенно в случае магистральных перевозок).

Умные алгоритмы умеют оптимизировать маршрут так, чтобы уменьшить порожний пробег, а в некоторых случаях обеспечить попутную загрузку транспорта.

За первый квартал 2024 г. спрос на доставку грузов по России вырос на 23%.-3

4. Снижение расходов на диспетчеризацию

Традиционные методы диспетчеризации — телефонные звонки и сообщения в мессенджерах водителям постепенно уходят в прошлое как неэффективные: они заставляют диспетчеров заниматься рутинной, механической работой. Для компании это означает неэффективные расходы на персонал, которые легко сократить, если использовать систему управления перевозками с автоматическими звонками и приложением для водителя.

Автоматический мониторинг с успехом заменяет диспетчеров, которым остается только реагировать на уведомления системы о прохождении рейса и редкие непредвиденные ситуации. Приложение в связке с MasterTMS умеет определять приближение транспорта к точкам погрузки / разгрузки, а если требуется самостоятельно позвонит водителю, чтобы выяснить, где он находится. Например, на этапе погрузки водителю поступает три звонка: за час до начала окна погрузки, в середине и в конце процедуры. Всю информацию в режиме реального времени система отправляет на экран логиста-диспетчера.

Автоматическое отслеживание рейсов освобождает диспетчеров от функции ручного контроля, они могут взять на себя более сложные задачи. При этом все завершенные маршруты сохраняются в архиве, и к ним всегда можно вернуться для анализа и дальнейшей оптимизации расходов на доставки.

5. Автоматизация и аналитика

Логистика для e-commerce выросла на 82% в 2023 году, а стоимость перевозки увеличилась в среднем на 43% — рынок доставки быстро растет и не спешит останавливаться, но его рост, по оценкам экспертов, всё больше зависит от растущего уровня зарплат сотрудников. Оптимизировать эти расходы помогает аналитика, повышение производительности труда и улучшение бизнес-процессов.

За повышение эффективности рабочей силы отвечают инструменты автоматизации. Например, в TMS сотрудник может создавать заявки на доставку за пару минут — вся информация для этого уже есть в системе, достаточно подставить ее в нужную форму. Для ускорения работы в TMS можно заранее создать шаблоны часто перевозимых грузов, транспортных средств, пунктов доставки — и в дальнейшем просто выбирать их из списка при создании заявки.

Похожим образом автоматизируют работу логистов, финансовых контроллеров и директоров. Для логистов TMS становится единым окном, где они могут подписывать документы, контролировать доставки, следить за эффективностью перевозчиков. Они отрабатывают больше заявок и работают с более высоким KPI. Это помогает компании отказаться от найма дополнительного персонала.

Ключевое преимущество TMS для топ-менеджеров — рост прозрачности процессов и возможность их быстро улучшать. Для этого MasterTMS формирует автоматические отчеты: в них можно отслеживать динамику стоимости перевозок, качество работы партнеров и собственных менеджеров (скорость обработки заявок, расходы по конкретным направлениям и перевозчикам и др.).

Очевидным преимуществом TMS-систем является невысокая стоимость и быстрая окупаемость. Узнать больше о том, как TMS помогает снизить расходы на доставку можно по ссылке. А этот чек-лист поможет вам выбрать подходящую систему управления грузоперевозками.

Больше полезных статей для логистов: