20% перевозчиков ушли с рынка. Что это значит для отрасли
На фоне неоднозначной ситуации в экономике логистическая отрасль столкнулась с массовым уходом грузоперевозчиков. Согласно данным ассоциации «АвтоГрузЭкс», каждый пятый игрок покинул рынок в I квартале 2025 года, а объем изъятой лизинговой техники к концу 2024 года превысил достигло 52 тыс. единиц. Многие грузоотправители сократили пул партнеров-перевозчиков на 20% год к году из-за общей экономической ситуации.
Причины кризиса в логистике 2025
Фундаментальные проблемы начались с ужесточения денежно-кредитной политики: рост ключевой ставки Центробанка до 21% в 2024 году резко повысил стоимость кредитов и лизинга. В результате:
- Средняя стоимость лизинга увеличилась на 20–25%, а сегмент лизинга грузовиков просел на -18% в 2024 году. Лизинговые ставки достигли 27%. Из-за роста издержек (платежи, покупка запчастей и топлива, сервисное обслуживание) перевозчики вынуждены массово сдавать технику. По данным «Альфа-Лизинга», к концу 2024 года количество машин, изъятых лизинговыми компаниями, достигло 52 тыс. единиц.
По данным аналитического агентства «Автостат», в январе–феврале 2025 года в России было продано всего 8,8 тыс. грузовых автомобилей грузоподъемностью свыше 16 тонн — почти на 41% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. Только в феврале продажи упали вдвое, составив 4,3 тыс. машин.
- Количество заказов на грузоперевозки, по данным Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов «АвтоГрузЭкс», сократилось на 30% в январе–феврале 2025 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Особенно острая ситуация наблюдается в регионах Поволжья, Урала и Сибири, где до 40% грузовиков простаивают без работы.
- Рентабельность перевозчиков снизилась по разным данным в диапазоне до 3% до -17%. Тарифы упали до уровня 2023 года: в магистральных перевозках ставки опустились до 50-65 рублей за 1 км при себестоимости 100 рублей, а в сегменте сыпучих грузов — до 3 рублей за тонно-километр против необходимых 5,5 рублей.
По оценкам участников рынка, до конца 2025 года с рынка может уйти до 50% перевозчиков, если ситуация не изменится. Столь высокий процент основан на результатах опросов транспортных компаний и связан с увеличением финансовой нагрузки.
Что это значит для предприятий-грузовладельцев?
Снижение числа перевозчиков уже оказывает ощутимое влияние на грузовладельцев — промышленные предприятия, торговые сети, аграрный сектор и дистрибьюторов:
- Комитет по транспортной логистике «Деловой России» и ассоциация «АвтоГрузЭкс» прогнозируют повышение тарифов в 2025 году на 20%. С рынка уйдут наименее устойчивые игроки и впоследствии возникнет нехватка техники для доставки грузов. Рост ставок увеличит себестоимость товаров и окажет давление на маржинальность неподготовленных предприятий.
- Увеличение сроков доставки, особенно в отдаленные регионы и в периоды сезонного спроса. Планирование логистики станет сложнее и менее предсказуемым.
- Снижение надежности логистики из-за перегруженности оставшихся перевозчиков, которые не смогут обеспечить прежний уровень надежности.
- Нарушение цепочек поставок и рост издержек в ключевых отраслях: от пищевой промышленности до строительства.
Грузоотправители стремятся удерживать стоимость товаров с учетом покупательской способности населения, при этом стоимость затрат на грузоперевозки растет, но не компенсируется увеличением тарифа.
В начале 2025 года 37% компаний, участвовавших в опросе Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), заявили о планах повысить цены на продукцию, что является рекордным показателем за последние семь лет. Это может свидетельствовать о росте издержек, включая логистические.
Как подготовиться
Подготовиться к неминуемому росту расходов на логистику довольно просто с помощью цифровизации процессов. Чтобы сохранить эффективность цепочек поставок и снизить влияние внешних факторов, предприятиям необходимо переходить от ручного и фрагментированного управления логистикой к цифровым платформам. Одним из таких решений является MasterTMS — система управления грузоперевозками.
Что даёт внедрение MasterTMS:
- Снижение затрат до 9-21% на каждой отгрузке
Внутри системы реализован механизм редукционов — торгов, в которых несколько перевозчиков соревнуются за заказ, снижая цену. Оптимизация маршрутов, загрузки транспорта и автоматизация документооборота также позволяют сокращать транспортные издержки и ошибки персонала.
2. Расширение собственной сети надежных перевозчиков
MasterTMS агрегирует данные по собственному и подрядному пулу перевозчиков, помогает быстро находить доступные машины на конкурентных условиях, сокращая зависимость от одного или двух постоянных партнеров.
3. Прозрачность выбора перевозчиков и определения цены перевозки
Система позволяет прозрачно формировать цену по каждой заявке, а затем в режиме реального времени отслеживать статус заказов, местоположение транспорта, сроки доставки, KPI перевозчиков и сотрудников.
4. Автоматическая оптимизация отгрузок на базе лучших отраслевых практик
Система анализирует различные параметры — например, расстояние и график работы пунктов назначения — и автоматически строит оптимальные маршруты для доставки грузов. Кроме того, MasterTMS оптимизирует использование транспортных средств, обеспечивая их полную загрузку и минимизируя количество рейсов. Это ведет к снижению эксплуатационных расходов и повышению рентабельности перевозок.
5. Улучшение SLA через цифровизацию отношений участников цепи поставок
Из одной платформы можно взаимодействовать со всеми участниками цепочки поставок, управлять десятками перевозчиков, грузовыми воротами, очередью на склады и распределительные центры и выстраивать гибкие графики отгрузок. Перевод этих процессов в «цифру» снижает число ошибок, повышает прозрачность процессов и уровень доверия клиентов.
TMS в логистике особенно актуальна для:
- Производственных предприятий с распределённой сетью поставок
- Крупного и среднего ритейла
- Дистрибьюторов, работающих с несколькими складами и ТК
- Агрокомпаний, зависящие от сезонных поставок
В современных условиях сильнейшими становятся через цифровизацию. MasterTMS позволяет бизнесу не только адаптироваться, но и эффективно развиваться даже на нестабильном рынке.
Грузовладельцы, которые сделают ставку на автоматизацию и управление данными, будут иметь преимущество перед конкурентами. Начать можно уже сегодня — достаточно запросить демонстрацию MasterTMS и оценить потенциал системы для своих задач.