10 апреля, 2025 эффективность

20% перевозчиков ушли с рынка. Что это значит для отрасли

На фоне неоднозначной ситуации в экономике логистическая отрасль столкнулась с массовым уходом грузоперевозчиков. Согласно данным ассоциации «АвтоГрузЭкс», каждый пятый игрок покинул рынок в I квартале 2025 года, а объем изъятой лизинговой техники к концу 2024 года превысил достигло 52 тыс. единиц. Многие грузоотправители сократили пул партнеров-перевозчиков на 20% год к году из-за общей экономической ситуации.

© Павел Муравьев / Фотобанк Лори

Причины кризиса в логистике 2025

Фундаментальные проблемы начались с ужесточения денежно-кредитной политики: рост ключевой ставки Центробанка до 21% в 2024 году резко повысил стоимость кредитов и лизинга. В результате:

  • Средняя стоимость лизинга увеличилась на 20–25%, а сегмент лизинга грузовиков просел на -18% в 2024 году. Лизинговые ставки достигли 27%. Из-за роста издержек (платежи, покупка запчастей и топлива, сервисное обслуживание) перевозчики вынуждены массово сдавать технику. По данным «Альфа-Лизинга», к концу 2024 года количество машин, изъятых лизинговыми компаниями, достигло 52 тыс. единиц.

По данным аналитического агентства «Автостат», в январе–феврале 2025 года в России было продано всего 8,8 тыс. грузовых автомобилей грузоподъемностью свыше 16 тонн — почти на 41% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. Только в феврале продажи упали вдвое, составив 4,3 тыс. машин.

  • Количество заказов на грузоперевозки, по данным Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов «АвтоГрузЭкс», сократилось на 30% в январе–феврале 2025 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Особенно острая ситуация наблюдается в регионах Поволжья, Урала и Сибири, где до 40% грузовиков простаивают без работы.
  • Рентабельность перевозчиков снизилась по разным данным в диапазоне до 3% до -17%. Тарифы упали до уровня 2023 года: в магистральных перевозках ставки опустились до 50-65 рублей за 1 км при себестоимости 100 рублей, а в сегменте сыпучих грузов — до 3 рублей за тонно-километр против необходимых 5,5 рублей.

По оценкам участников рынка, до конца 2025 года с рынка может уйти до 50% перевозчиков, если ситуация не изменится. Столь высокий процент основан на результатах опросов транспортных компаний и связан с увеличением финансовой нагрузки.

© Михаил Михин / Фотобанк Лори

Что это значит для предприятий-грузовладельцев?

Снижение числа перевозчиков уже оказывает ощутимое влияние на грузовладельцев — промышленные предприятия, торговые сети, аграрный сектор и дистрибьюторов:

  • Комитет по транспортной логистике «Деловой России» и ассоциация «АвтоГрузЭкс» прогнозируют повышение тарифов в 2025 году на 20%. С рынка уйдут наименее устойчивые игроки и впоследствии возникнет нехватка техники для доставки грузов. Рост ставок увеличит себестоимость товаров и окажет давление на маржинальность неподготовленных предприятий.
  • Увеличение сроков доставки, особенно в отдаленные регионы и в периоды сезонного спроса. Планирование логистики станет сложнее и менее предсказуемым.
  • Снижение надежности логистики из-за перегруженности оставшихся перевозчиков, которые не смогут обеспечить прежний уровень надежности.
  • Нарушение цепочек поставок и рост издержек в ключевых отраслях: от пищевой промышленности до строительства.

Грузоотправители стремятся удерживать стоимость товаров с учетом покупательской способности населения, при этом стоимость затрат на грузоперевозки растет, но не компенсируется увеличением тарифа.

В начале 2025 года 37% компаний, участвовавших в опросе Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), заявили о планах повысить цены на продукцию, что является рекордным показателем за последние семь лет. Это может свидетельствовать о росте издержек, включая логистические.

© Сайганов Александр / Фотобанк Лори

Как подготовиться

Подготовиться к неминуемому росту расходов на логистику довольно просто с помощью цифровизации процессов. Чтобы сохранить эффективность цепочек поставок и снизить влияние внешних факторов, предприятиям необходимо переходить от ручного и фрагментированного управления логистикой к цифровым платформам. Одним из таких решений является MasterTMS — система управления грузоперевозками.

Что даёт внедрение MasterTMS:

  1. Снижение затрат до 9-21% на каждой отгрузке

Внутри системы реализован механизм редукционов — торгов, в которых несколько перевозчиков соревнуются за заказ, снижая цену. Оптимизация маршрутов, загрузки транспорта и автоматизация документооборота также позволяют сокращать транспортные издержки и ошибки персонала.

2. Расширение собственной сети надежных перевозчиков

MasterTMS агрегирует данные по собственному и подрядному пулу перевозчиков, помогает быстро находить доступные машины на конкурентных условиях, сокращая зависимость от одного или двух постоянных партнеров.

3. Прозрачность выбора перевозчиков и определения цены перевозки

Система позволяет прозрачно формировать цену по каждой заявке, а затем в режиме реального времени отслеживать статус заказов, местоположение транспорта, сроки доставки, KPI перевозчиков и сотрудников.

4. Автоматическая оптимизация отгрузок на базе лучших отраслевых практик

Система анализирует различные параметры — например, расстояние и график работы пунктов назначения — и автоматически строит оптимальные маршруты для доставки грузов. Кроме того, MasterTMS оптимизирует использование транспортных средств, обеспечивая их полную загрузку и минимизируя количество рейсов. Это ведет к снижению эксплуатационных расходов и повышению рентабельности перевозок.

5. Улучшение SLA через цифровизацию отношений участников цепи поставок

Из одной платформы можно взаимодействовать со всеми участниками цепочки поставок, управлять десятками перевозчиков, грузовыми воротами, очередью на склады и распределительные центры и выстраивать гибкие графики отгрузок. Перевод этих процессов в «цифру» снижает число ошибок, повышает прозрачность процессов и уровень доверия клиентов.

TMS в логистике особенно актуальна для:

  • Производственных предприятий с распределённой сетью поставок
  • Крупного и среднего ритейла
  • Дистрибьюторов, работающих с несколькими складами и ТК
  • Агрокомпаний, зависящие от сезонных поставок

В современных условиях сильнейшими становятся через цифровизацию. MasterTMS позволяет бизнесу не только адаптироваться, но и эффективно развиваться даже на нестабильном рынке.

Грузовладельцы, которые сделают ставку на автоматизацию и управление данными, будут иметь преимущество перед конкурентами. Начать можно уже сегодня — достаточно запросить демонстрацию MasterTMS и оценить потенциал системы для своих задач.