Управление грузоперевозками в едином окне
Спрос на системы управления грузоперевозками увеличился в несколько раз во время пандемии 2020 года, когда сотрудники большинства российских компаний стали работать дистанционно. TMS оптимизировали взаимодействие смежных отделов многих предприятий и сделали его более согласованным.
Сейчас тренд на быстрые и удобные коммуникации в сфере грузоперевозок сохраняется и активно набирает обороты. Это становится необходимым условием для эффективной работы логистов, так же как и возможность оптимизации стоимости перевозки и контроль ее выполнения.
Согласно исследованию ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, спрос на цифровые технологии для транспортной и логистической отрасли будет расти на 21% ежегодно, и к 2030 году превысит 626 млрд рублей.
Рассмотрим подробнее преимущества управления грузоперевозками в едином информационном пространстве.
Удобный выбор перевозчиков
Организация эффективной транспортной логистики начинается с формирования «пула» перевозчиков, который периодически необходимо пополнять новыми контрагентами. Чем шире список перевозчиков, тем сильнее конкуренция между ними. Поставщики услуг снижают цены, чтобы взять заказ, поэтому компания-грузовладелец может получить доставку грузов по наиболее выгодной стоимости и сократить издержки на логистику.
Несмотря на преимущества большого выбора подрядчиков, список перевозчиков может долгое время оставаться без изменений. Так происходит по двум основным причинам.
Первая причина – наличие коррупционной составляющей. Логист распределяет заказы между перевозчиками, с которыми ранее работал, потому что получает от них процент с каждого выполненного заказа. Компания-грузовладелец, в свою очередь, переплачивает за услуги грузоперевозок на 10-20%.
TMS исключает коррупционные схемы. Выбор исполнителя перевозки прозрачен для всех сторон. Алгоритм системы подбирает перевозчиков по заданным критериям.
Вторая причина, по которой логисты сотрудничают с одними и теми же транспортными подрядчиками – нехватка времени. Для поиска перевозчиков существуют специальные онлайн-ресурсы, которые предлагают сотни вариантов. Для того чтобы подобрать исполнителя перевозки под конкретную задачу и с определенными параметрами, на таких площадках логист может потратить несколько часов. Более того, необходимо проверить надежность контрагентов, потому что кражи грузов по-прежнему нередкое явление. Только за август 2022 года, общая стоимость утерянных грузов составила более 54,9 млн руб.
В TMS список перевозчиков можно оперативно пополнять новыми контактами, не беспокоясь о надежности подрядчиков. Например, в MasterTMS есть встроенный маркетплейс грузов и транспорта, на котором зарегистрировано более 4000 перевозчиков. Все они прошли несколько этапов проверки, для того чтобы получить доступ к заказам.
Грузовладельцы могут приглашать к сотрудничеству новых транспортных подрядчиков, размещая специальную ссылку на различных ресурсах, например, на собственном сайте или в соцсетях. Перевозчики, нажимая на ссылку, попадают в меню прохождения аккредитации.
Весь процесс коммуникации автоматизирован, личный контакт логиста и перевозчика сведен к минимуму: им не нужно созваниваться, вся информация по условиям сотрудничества видна в системе.
Ускорение взаимодействия с партнерами по перевозкам
Коммуникации в разных каналах связи: электронная почта, мессенджеры, телефон замедляют логистические процессы. Логисту нужно назначить заявку на перевозчика, согласовать все детали, дождаться ее подтверждения, отправить первичные документы с подписью, узнать данные водителя и т. д. На организацию одной перевозки вручную может уйти несколько часов.
Режим «единого окна» освобождает логистов от рутинных задач, на которые раньше они могли тратить половину своего рабочего времени. В TMS можно создать заявку с нужными параметрами: условиями транспортировки, временными окнами, оперативно назначить ее на конкретного перевозчика, или провести торговые процедуры. Весь процесс автоматизирован и занимает несколько минут. В TMS также можно автоматически выставлять и согласовывать документы, контролируя их движение.
Компании часто работают с перевозчиками по долгосрочным контрактам. Без автоматизации оформление контракта может занимать несколько месяцев. Данные по предложениям от перевозчиков по сотням направлений нужно вручную вносить в Excel, выбирать из них подходящие, готовить пакеты сопутствующих документов. TMS помогает ускорить процесс контрактования. Можно выбрать перевозчиков с оптимальной стоимостью и качеством перевозки и оформить контракты с ними в течение нескольких дней.
Автоматическое планирование маршрутов доставки
Опытные логисты могут строить маршруты вручную, учитывая все тонкости бизнеса. Однако это очень трудоемкий процесс, например, чтобы построить оптимальные маршруты для 100 точек, логист должен сравнить между собой тысячи возможных комбинаций, учитывая при этом множество ограничений.
Кроме того, работа вручную не застрахована от ошибок. Нагрузка на логиста велика, ему приходится выполнять несколько задач: учитывать временные окна, характеристики транспортных средств машин, распределять заказы по зонам и внимательно следить за водителями с помощью звонков.
В TMS можно планировать маршруты с помощью запрограммированных алгоритмов, которые учитывают параметры доставки, ситуации на дорогах, сокращают протяженность маршрута. Например, в MasterTMS распределение заказов по транспортным средствам и создание оптимальных маршрутов с учетом всех ограничений занимает от нескольких секунд до 10 минут.
Каждая компания может настроить приоритетность параметров под задачи бизнеса:
– сокращение количества используемого транспорта, за счет оптимального распределения грузов по машинам;
– сокращение общей продолжительности и расстояния маршрутов, что напрямую отражается на стоимости перевозки;
– распределение нагрузки между транспортными средствами таким образом, чтобы максимально задействовать транспорт с наименьшей стоимостью доставки и минимизировать использование более дорогого транспорта.
Контроль перевозки и автоматическая диспетчеризация
Контроль движения груза – очень важный процесс для любой компании. Без автоматизации логист получает информацию о ходе перевозки от водителя по телефону. Проверить достоверность информации невозможно. Более того, для получения статуса на разных этапах: погрузка/разгрузка, с водителем нужно созваниваться несколько раз.
В MasterTMS можно отслеживать машину в реальном времени и видеть, где она находится. Статусы выполнения перевозки приходят в виде уведомлений в личном кабинете системы и на электронную почту логиста. Такой подход очень удобен, по сути, это автоматическая диспетчеризация. Это особенно актуально, если у компании более десяти перевозок в день и на отслеживание каждой из них может уйти несколько часов.
Автоматическая диспетчеризация становится возможной благодаря мобильному приложению для водителей, в котором они отмечают статусы перевозки на протяжении всего рейса. Благодаря приложению логист может видеть время прибытия машины на точку маршрута, отклонение от маршрута, незапланированные ситуации на дорогах. Например, в MasterTMS водитель может загружать фотографии, чтобы показать состояние автомобиля в случае его повреждения, оперативно сообщить о поломке, чтобы логист мог отреагировать максимально быстро.
Вся информация о совершенных перевозках хранится внутри системы. В любой момент логист может сформировать отчет по интересующим параметрам и проанализировать эффективность транспортной логистики. Это помогает определить узкие места и оптимизировать бизнес-процессы. В результате логисты начинают строить более эффективные маршруты, снижать время доставки грузов и сокращать расходы на транспортировку. Аналитические данные позволяют компаниями соблюдать SLA доставки, поддерживать высокий уровень сервиса и сохранять лояльность клиентов.
Управление грузоперевозками в «едином окне», ускоряет взаимодействие с перевозчиками, делает его более удобным и прозрачным. TMS является эффективным инструментом, который освобождает логистов от выполнения рутинных операций и позволяет работать быстро и без ошибок. Руководители компаний, получают достоверные данные о размере издержек на транспортную логистику для принятия верных управленческих решений.