Полностью автоматическая маршрутизация – правда или миф?
Один из инструментов оптимизации затрат на логистику внутри нашей системы – автоматическое планирование маршрутов доставки.
Оптимальный маршрут – это результат выбора из множества различных комбинаций. Есть мнение о том, что построить его может только опытный специалист с высоким уровнем компетенций, и маршрутизация не может быть на 100% автоматической, потому что логисту всегда нужно будет корректировать построенные алгоритмом маршруты.
В статье мы хотим ответить на вопрос, может ли планирование маршрутов быть полностью автоматическим, и что для этого нужно сделать.
Когда нужны корректировки
Сервисом маршрутизации внутри MasterTMS пользуются компании из различных сфер бизнеса, чаще всего это производители и дистрибьюторы, которые доставляют товар в торговые точки. Для всего многообразия предприятий характерен запрос на построение рациональных маршрутов с соблюдением необходимых требований и ограничений.
У каждой компании есть свои особенности и это влияет на настройки алгоритма. Логист не всегда может сразу определить, какой критерий наиболее важен, и какие параметры будут заложены в итоге. В процессе тестирования сервиса маршрутизации наши клиенты периодически меняют настройки, для того чтобы получить максимальный экономический эффект.
Например, один из самых часто используемых параметров планирования – интервалы доставки, отрезки времени, в течение которых груз будет доставлен конечному получателю. Основная цель – найти оптимальный вариант, который снизит расходы на перевозку, сохраняя при этом необходимое качество клиентского сервиса.
Рассмотрим ситуацию, когда интервалы доставки широкие, то есть временные окна гибкие. Например, доставка груза возможна в течение всего дня. В этом случае грузоотправитель может построить маршрут, который займет больше времени, но для доставки будет использовано меньше машин.
Если временные окна узкие, и доставка товара возможна только в течение нескольких часов, скорее всего, для транспортировки грузов понадобится больше машин. Увеличение количества транспорта – это дополнительные расходы, но несоблюдение временных окон, в свою очередь, может привести к штрафным санкциям со стороны грузополучателя и негативно отразиться на репутации компании.
В MasterTMS есть возможность приоритизировать загрузку машин, которые наиболее выгодны по цене. Стоит отметить, что бывают случаи, когда для доставки товара нужно немного машин, но их стоимость высока и удобнее использовать больше транспорта с низкой стоимостью.
В каждом отдельном случае, логист настраивает алгоритм под задачи бизнеса и выбирает критерии, наиболее подходящие для конкретной ситуации. В процессе работы с настройками планирования логисты получают возможность управлять алгоритмом. Таким образом, у логистов появляется возможность моделировать различные сценарии.
Гибкий инструмент оптимизации
Ручное построение маршрутов – это длительный процесс, который требует от логиста больших трудозатрат, и количество сценариев вероятнее всего будет ограничено. Автоматическое планирование маршрутов заменяет рутинный труд технологичным инструментом, который позволяет логисту применить логику и креатив по максимуму.
Показатели эффективности автоматической маршрутизации:
– планирование маршрутов происходит в несколько раз быстрее;
– компания становится менее зависимой от компетенций конкретных людей;
– расходы на логистику сокращаются за счет решений алгоритма, которые эффективнее ручных расчетов;
– при росте оборотов бизнеса компания может не нанимать новых сотрудников – автоматическое планирование позволяет обойтись имеющимися ресурсами.
Автоматическое планирование маршрутов в MasterTMS – это поиск оптимальных критериев, которые либо подтвердят существующие в компании схемы доставки, либо подсветят потенциал для повышения эффективности логистических процессов.